Аннотация. В статье исследованы тенденции и проблемы осуществления потребительского выбора индивидов в условиях современной, постиндустриальной экономики. Сделаны выводы о том, что целесообразно использовать во взаимосвязи и взаимодополнении отдельные инструменты и методы, относящиеся к ординалистскому направлению неоклассической парадигмы, неоинституциональной и постнеоклассической школам экономической теории, при обосновании потребительского поведения.
Ключевые слова: потребительское поведение, индивидуум, ординалистская теория, выбор, маркетинг, цифровизация
Основные положения:
♦ в рамках ординалистской теории полезности благ процесс потребительского выбора рассматривается несколько более реалистично, нежели в парадигме кардиналистского направления неоклассической экономической теории;
♦ принципиальное значение в экономической науке имеет дифференциация видов потребительского выбора в зависимости от степени рациональности последнего;
♦ в условиях интенсивного развития современной постиндустриальной цифровой экономики значимую роль играет классификация видов потребительского выбора индивидов в зависимости от степени использования в процессе формирования и осуществления последнего потенциала цифровизации.
Аннотация. В статье рассмотрено изменение научной мысли в сфере исследования экономического выбора индивида от Адама Смита до Ричарда Талера. Для детального изучения факторов, влияющих на экономический выбор человека, была проанализирована соответствующая литература. Начиная с XVII в. модель экономического человека была очень рациональной. В XIX в. обращалось внимание на желания отдельно взятого индивида. В XX в. стали учитывать биологические и социальные факторы, влияющие на выбор (паттерны): «эффект Веблена», «эффект сноба», «эффект присоединения к большинству». Далее большое значение приобрели чувства и мысли, было введено понятие «ограниченная рациональность». В XXI в. доказано существование таких влияющих на выбор факторов, как чувство справедливости, доверие, денежная иллюзия, аффекты, описаны систематические ошибки в мышлении, которые также влияют на выбор, - когнитивные искажения, аномалии принятия решений, поведенческие эвристики - репрезентативность, доступность и якорение. Все найденные факторы влияют на экономический выбор, их можно использовать для разработки новой модели человека экономического.
Ключевые слова: факторы, влияющие на экономический выбор человека, поведенческая экономика, экспериментальная экономика, эволюционная экономика, теория игр, рациональный выбор, иррациональный выбор
Основные положения:
♦ существует ряд научных подходов к определению факторов, влияющих на экономический выбор человека;
♦ на экономический выбор человека влияют и социальные, и психологические факторы (когнитивные искажения, паттерны, эвристики);
♦ при разработке междисциплинарной модели человека необходимо учитывать все факторы, влияющие на экономический выбор.
Аннотация. В статье рассматривается влияние национальных конкурентных преимуществ, государственных и международных финансово-экономических институтов на обеспечение интенсивности и эффективности процесса международного промышленного сотрудничества. В рамках теории мировой экономики и международных экономических отношений проводится анализ роли современных международных альянсов и транснациональных корпораций в развитии международного промышленного сотрудничества, социологических и экологических эффектов рассматриваемого процесса. При этом в системе координат общей теории управления аргументируются направления рационализации функций менеджмента процессами международного промышленного сотрудничества, формируются комплексные механизмы разрешения кросс-культурных конфликтов, типичных для реализации международных промышленных проектов и программ.
Ключевые слова: международное промышленное сотрудничество, Россия, Китай, мировая экономика, промышленный франчайзинг
Основные положения:
♦ международное взаимодействие в области промышленности, при котором одно из государств безапелляционно диктует свою волю, а другое (другие) полностью подчиняется, несмотря на собственные, национальные социально-экономические интересы, в соответствии с уточненным нами определением некорректно относить к области международного промышленного сотрудничества;
♦ международное экономическое, в том числе промышленное, сотрудничество в парадигме кейнси-анства должно служить в первую очередь целям обеспечения долгосрочной устойчивости национальных финансово-экономических систем, минимизации вероятности формирования глобальных кризисов;
♦ ограничением использования методологии и инструментария монетаристского подхода к анализу и обоснованию направлений рационализации международного промышленного сотрудничества является недостаточное внимание, уделяемое процессам функционирования реального сектора экономики.
Сунь Ляньян Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия; Елена Сергеевна Матерова - Самарский государственный экономический университет, Самара, Россия
Аннотация. Цифровизация клиентского опыта, повсеместное распространение цифровых туристских сервисов, развитие технологий сбора, обработки и анализа геоаналитических данных, появление моделей и инструментов пространственного анализа дают возможность получать большие объемы разнородных данных о потребительском поведении клиентов, привязанных к местности, что актуально для туристской индустрии с целью исследования структуры туристских потоков территорий. Цель исследования -построение на основе геоаналитических данных цифровой платформы «ГеоЭффект» ПАО «МТС» цифрового профиля туристов Пензенской области, который может быть использован для выработки управленческих решений туристскими администрациями и бизнесом в целях развития регионального туризма. В работе были использованы методы сбора, обработки и анализа цифровых геоаналитических данных цифровой платформы «ГеоЭффект» оператора сотовой связи ПАО «МТС» о туристских потоках Пензенской области, методы сравнения и обобщения информации, анализа и синтеза. На основе полученных геоаналитических данных цифровой платформы «ГеоЭффект» ПАО «МТС» были проанализированы туристские потоки Пензенской области, построен цифровой профиль туристов, выявлены посещаемые локации.
Ключевые слова: геоаналитика, геоаналитические данные, цифровые технологии в туризме, цифровой профиль туристов
Основные положения:
♦ геоаналитические данные играют важную роль в статистике туризма, а геоаналитика в целом является инструментом получения информации для принятия управленческих решений организациями туристской индустрии, органами власти и повышения результативности их деятельности;
♦ геоаналитические данные могут использоваться для разработки цифровых профилей туристов территории с целью изучения и понимания их потребительского поведения;
♦ цифровые профили туристов, разработанные на основе геоаналитических данных, являются основой для разработки туристского предложения.
Аннотация. В работе изучается возможность применения компаниями разработанных авторами моделей оценки риска неисполнения финансовых обязательств по облигациям перед кредиторами. Исследована применимость известных моделей анализа финансовой устойчивости компании к оценке данного риска. Проведен анализ эффективности указанных математических моделей. Разработаны интервальные оценки финансовой устойчивости компании. Отмечено, что эти операции позволят увеличить эффективность моделирования исследуемого риска неисполнения финансовых требований кредиторов.
Ключевые слова: неисполнение финансовых требований кредиторов, финансовая устойчивость компании, метод статистических гипотез, математическое моделирование
Основные положения:
♦ разработанные авторами математические модели оценки финансовой устойчивости компаний -logit-модель (2018), probit-модель (2018), logit-модель (2022) - применимы к оценке риска несоблюдения финансовых обязательств перед кредиторами;
♦ модель Э. Альтмана, шестифакторная модель В.Е. Рыгина, пятифакторная модель Е.А. Федоровой и Е.В. Гиленко также могут быть применимы к оценке риска, эффективность моделирования по ним не превышает 75%;
♦ применение интервальных оценок моделей позволяет увеличить эффективность моделирования данного риска до 81%.
Сергей Иванович Макаров - Самарский государственный экономический университет, Самара, Россия, Максим Андреевич Болдырев - Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка», Самара, Россия
Аннотация. В статье представлены результаты научно-практического исследования, целью которого является разработка системы индикаторов для оценки потенциала конкурентоспособности мелиоративной отрасли. Методы исследования - теоретический, логический, системный и ситуационный анализ, обобщение результатов. Выборка исследования - мелиоративные эксплуатирующие организации Департамента мелиорации Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, в качестве которых выступают федеральные государственные бюджетные учреждения «Управления «Мелиоводхоз». Результаты исследования заключаются в определении индикаторов оценки потенциала конкурентоспособности мелиоративной отрасли, которые позволяют выявить объективную характеристику ее функционирования и оценить конкурентоспособность мелиорации по таким блокам, как основной и оборотный капитал, отраслевая рабочая сила. Вместе с тем представленные исследователями группы данных для оценки потенциала конкурентоспособности мелиоративной отрасли нацелены на выявление экстенсивных и интенсивных возможностей развития мелиорации.
Ключевые слова: конкурентоспособность мелиоративной отрасли, основной и оборотный капитал, отраслевая рабочая сила, индикаторы потенциала конкурентоспособности, экстенсивные и интенсивные факторы
Основные положения:
♦ на основании исследования системы индикаторов потенциала конкурентоспособности мелиоративной отрасли АПК РФ выделены 3 группы индикаторов, отвечающих за отдельные направления оценки потенциала конкурентоспособности отрасли;
♦ разработана и предложена система экстенсивных и интенсивных индикаторов потенциала конкурентоспособности отрасли, позволяющих дать комплексную характеристику ее функционирования и перспектив развития.
Александра Анатольевна Угрюмова - Всероссийский научно-исследовательский институт «Радуга», Коломна, Россия, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия; Олеся Юрьевна Гришаева, Людмила Евгеньевна Паутова - Всероссийский научно-исследовательский институт «Радуга», Коломна, Россия
Аннотация. В условиях современных, постиндустриальных социально-экономических отношений особое значение в обеспечении роста конкурентоспособности и, как следствие, финансовой эффективности развития как отдельных фирм, так и экономических систем регионального или национального уровня играют инновационные процессы. При этом инновации в современной экономике носят разноплановый характер и связаны с совершенствованием продуктового ряда производимых товаров, работ, услуг, модернизацией объектов основного капитала, рационализацией организационных структур управления компаниями и бизнес-процессами, новаторскими технологиями продвижения экономических благ на отраслевых рынках сбыта и др.
Ключевые слова: инновация, институты, экономическая система, инновационная активность, субъект хозя й ство ва н и я
Основные положения:
♦ предложен метод оценки эффективности институционального обеспечения инновационной деятельности экономической системы, который позволяет произвести анализ его фактической результативности с точки зрения влияния динамики действующих нормативно-правовых актов по вопросам регулирования инновационной деятельности экономической системы на изменение уровня инновационной активности последней;
♦ эффективность институционального обеспечения инновационной деятельности в экономике РФ, несмотря на рост общего количества нормативно-правовых актов в рассматриваемой нами области, снизилась в 2013-2021 гг. на 10,15 процентного пункта;
♦ предлагаемая модель позволяет в единой системе координат произвести исследование совместного влияния факторов общеэкономической, инвестиционной, контрактной активности и параметров финансового рынка (темп инфляции, ключевая ставка ЦБ, валютный курс) на интенсивность инвестирования в инновационную инфраструктуру.
Аннотация. В статье проводится анализ компетентностного профиля маркетолога в современных экономических условиях, выделяются основные аспекты подготовки данных специалистов. Актуальность темы исследования обосновывается поиском путей адаптации образовательных программ высшего образования к требованиям рынка труда. Результаты изучения мнений работодателей относительно наиболее востребованных навыков сотрудников в сфере маркетинга являются основой для проектирования и/или совершенствования основных образовательных программ. Исследование, осуществленное посредством опроса представителей маркетинговых служб организаций Республики Татарстан, показало, что наряду с профессиональными компетенциями в области аналитики рынка и разработки маркетинговой стратегии актуально наличие у маркетологов универсальных компетенций. Отдельным требованием к навыкам маркетологов выступают так называемые умения и навыки работы в цифровой среде. Проектирование основных образовательных программ должно строиться на принципах вариативности, предполагать треки в области маркетинговых коммуникаций и аналитики рынка, цифровую компоненту, а также применение методик обучения, направленных на развитие компетенций в области межличностных коммуникаций и проектной деятельности.
Ключевые слова: компетенции маркетолога, проектирование основных образовательных программ, исследование работодателей
Основные положения:
♦ динамичность компетенций маркетолога подлежит регулярному исследованию;
♦ проектирование основных образовательных программ в области маркетинга должно строиться с учетом трендов развития рынка и позиции работодателей относительно компетентностного профиля маркетолога.
Аннотация. В статье автором предложена концептуальная модель управления устойчивым развитием промышленного предприятия, которая предусматривает равнозначное воздействие «сверху» и «снизу» на основные объекты управления на предприятии в рамках реализации ESG-стратегии за счет соблюдения принципов адаптивности, эффективного менеджмента, устойчивого развития и использования тех возможностей оптимизации бизнес-процессов, которые дает внедрение цифровых решений в практику управления предприятием. Обзор инструментов устойчивого развития свидетельствуете том, что нередко ограничительным фактором их внедрения становится даже не нехватка инвестиционного финансирования, а организационные и кадровые проблемы - неэффективная структура менеджмента, менталитет руководства, отсутствие необходимой квалификации персонала. Также входе построения классификационной схемы инструментов устойчивого развития промышленных предприятий автор приходит к выводу о том, что среди всего многообразия инструментов в современных условиях для промышленных предприятий наиболее актуальными инструментами оптимизации, позволяющими дать быстрый результат, могут стать три основных - бережливое производство, наилучшие доступные технологии и экологический мониторинг. В статье рассмотрены базовые элементы концепции бережливого производства, которые в современных условиях функционирования промышленного предприятия органично встраиваются в его долгосрочную стратегию развития и способствуют реализации им принципов устойчивого развития.
Ключевые слова: промышленная отрасль, устойчивое развитие, ESG-стратегия, бережливое производство
Основные положения:
♦ корректировка существующих бизнес-процессов в соответствии с ESG-принципами дает возможность компании эффективно концентрировать производственные ресурсы и минимизировать затраты, что даже при неблагоприятных макроэкономических условиях позволяет обеспечивать устойчивое развитие как залог сохранения долгосрочной конкурентоспособности;
♦ применение методов бережливого производства позволяет промышленному предприятию снижать производственные риски и оптимизировать производственные процессы за счет применения передовых технологий контроля издержек и вторичного использования ресурсов;
♦ концепция бережливого производства поддерживается концепцией цифрового производства, в их рамках совершенствуются процессы моделирования деятельности компании и автоматизируются производственные, управленческие и другие бизнес-процессы, что повышает эффективность производства.