Аннотация. Актуальность совершенствования инструментария экономической оценки минерально-сырьевого комплекса региона в сфере недропользования и экономики минерально-сырьевого сырья обусловлена возрастающей сложностью разработки месторождений, особенностью сбора информации об объектах минерально-сырьевой базы по завершении отдельного этапа работы или всего комплекса геолого-разведочных работ. Геолого-разведочная промышленность в отдельных регионах в настоящее время находится в ситуации поиска источников восполнения дефицита запасов или в ситуации необходимости проведения их переоценки с целью ввода в эксплуатацию новых участков действующих месторождений. Поэтому возникает необходимость в проведении переоценки запасов на действующих месторождениях и оценке запасов новых участков недр, на которых выявлены прогнозные ресурсы или требуется проведение дополнительных геолого-разведочных работ. Диагностические информационные системы имеют большой опыт применения в различных областях и сферах деятельности, однако в сфере экономики минерального сырья данный вид программных продуктов применяется весьма ограниченно. Здесь следует отметить необходимость ведения комплексного мониторинга минерально-сырьевого обеспечения предприятий, необходимость привлечения инвесторов к разработке минерально-сырьевых объектов нераспределенного фонда недр, необходимость планирования рационального освоения объектов недр с целью недопущения образования дефицита запасов и прогнозного задела.
Ключевые слова: экономическая оценка, инструментарий оценки, мониторинг, геолого-разведочные работы, минерально-сырьевой комплекс
Основные положения:
♦ предложенный инструментарий экономической оценки минерально-сырьевого комплекса региона, базирующийся на онтологическом моделировании, учитывает факторный экономический анализ в процессе мониторинга геолого-экономических показателей;
♦ инструментарий экономической оценки минерально-сырьевого комплекса региона позволит методически дополнить, с одной стороны, вопросы экономической оценки объектов минерально-сырьевого комплекса, с другой стороны, вопросы проектирования онтологических моделей в сфере экономики минерального сырья.
Аннотация. В нынешних экономических условиях, характеризующихся усилением санкционного давления на нашу страну, все более актуальным становится успешное развитие субъектов РФ, территорий страны, создание механизмов для противостояния внешним и внутренним угрозам и вывозам, что невозможно без успешного развития местных бюджетов как низовых звеньев бюджетной системы. Важнейшим и необходимым условием успешного развития территорий является повышение сбалансированности и устойчивости бюджетов всех уровней, в том числе местных, что усиливает актуальность финансовой обеспеченности местных бюджетов на базе укрепления их доходной базы и в конечном счете обеспечивает их экономическую безопасность. Цель настоящего исследования - изучение возможностей местных бюджетов в обеспечении экономической безопасности. С помощью общеэкономических методов исследования изучены тенденции изменения количества муниципальных образований, источников формирования доходов местных бюджетов в целом по стране и в разрезе федеральных округов, динамика изменения долговых обязательств. В результате выявлены тенденции снижения доли собственных доходов при увеличении доли безвозмездных поступлений, долгов местных бюджетов. Автор пришел к выводу, что без существенного изменения налогово-бюджетного механизма улучшение финансового состояния муниципальных образований невозможно. Речь идет о перезакреплении налоговых доходов, предусмотренных НК РФ, в пользу местных бюджетов, что приведет к повышению их финансовой самостоятельности, ослаблению зависимости от федерального центра. Результаты исследования могут быть использованы при выборе направлений развития территорий, формировании налогово-бюджетной политики.
Ключевые слова: бюджет, муниципальные образования, собственные доходы, налоговые и неналоговые доходы, межбюджетные трансферты, дефицит, дотации, муниципальный долг
Основные положения:
♦ местные бюджеты являются одним из звеньев бюджетной системы страны. В последнее время наблюдается тенденция сокращения количества муниципальных образований, особенно сельских поселений, что связано с их слиянием, объединением из-за отсутствия налоговой базы на их территориях;
♦ финансовые проблемы местных бюджетов связаны с тем, что налоговые доходы их бюджетов растут медленнее, чем общая сумма доходов бюджета, в связи с чем не сокращается доля межбюджетных трансфертов из-за неэффективности закрепленных за ними налогов. Несмотря на дотирование, соотношение между максимальным и минимальным значениями среднедушевых денежных доходов не сокращается (по сельским поселениям разрыв остается на уровне 28 раз). Ситуация усложняется наличием и возрастанием долга муниципальных образований, который на начало 2021 г. составил более 27% к общему объему доходов местных бюджетов;
♦ в условиях действующего налогово-бюджетного механизма доля местных налогов ничтожна, более чем на 2/3 муниципальные бюджеты образовываются за счет НДФЛ, предоставляемые межбюджетные трансферты покрывают дефицит местных бюджетов, но никак не стимулируют их развитие. Финансовое положение муниципальных образований без перезакрепления налогов в пользу местных бюджетов не улучшится.
Аннотация. Национальная экономическая безопасность определяется уровнем развития ее отдельных территорий. Проекты развития Нового шелкового пути актуализирует проблему создания эффективной системы экономической безопасности регионов, активно включившихся в реализацию данных инициатив. В данной связи классификация рисков экономической безопасности становится основополагающим условием успешного развития регионов. Цель исследования состоит в разработке подхода к декомпозиции рисков и угроз региональной экономической безопасности как ключевого базиса создания единой методики оценки и обеспечения экономической безопасности регионов в условиях развития Нового шелкового пути и неопределенности экономической среды.
Ключевые слова: экономическая безопасность региона, угрозы экономической безопасности, Новый шелковый путь
Основные положения:
♦ проведен анализ подходов к определению понятия «экономическая безопасность региона»;
♦ конкретизировано содержание дефиниции «экономическая безопасность региона»;
♦ проведена декомпозиция факторов и угроз региональной экономической безопасности;
♦ сформулированы основные направления укрепления региональной экономической безопасности.
Аннотация. Сегодня в Российской Федерации особое внимание уделяется вопросам комплексного исследования возможностей развития конкурентоспособного креативного кластера на туристской территории с использованием его природных и культурных ценностей. Самарская область обладает значительным природным, историческим и культурным потенциалом для развития туризма. Проводится активная социально-экономическая политика, что позволяет повысить инвестиционную привлекательность региона и эффективно реализовать инвестиционные проекты. Привлечение капитала на развитие туристской инфраструктуры и реализацию креативных проектов кластера осуществляется преимущественно через частные источники. В данных обстоятельствах создание креативного кластера с целью развития туристской активности региона обозначается наиболее совершенным. Целью исследования является анализ инвестиционного потенциала креативного кластера в контексте стратегического развития туристского сектора региона. В работе применялись методы системного, экономико-статистического, абстрактно-логического, сравнительного анализа, графического и табличного анализа. Результаты исследования направлены на разработку стратегических направлений по развитию креативного кластера в Самарском регионе.
Ключевые слова: креативный кластер, индустрия туризма и гостеприимства, вектор развития, регион, инвестиционный потенциал, стратегические направления, Самарская область
Основные положения:
♦ определено понятие креативного кластера, его роль в стратегическом развитии индустрии туризма и гостеприимства региона;
♦ выявлены проблемы и перспективы привлечения инвестиций для развития креативных кластеров на примере Самарской области;
♦ дана оценка инвестиционного потенциала креативного кластера «Купеческая Екатериновка» в границах особо охраняемой природной территории «Васильевские острова» муниципального района Безен-чукский Самарской области;
♦ выработаны стратегические направления инвестиционной деятельности по развитию креативного кластера в регионе.
Наталья Вадимовна Полянскова - Самарский государственный экономический университет, Самара, Россия, Галина Игоревна Беляева - Самарский государственный технический университет, Самара, Россия
Аннотация. Цифровая экономика требует переосмысления и уточнения, а во многих случаях новых концептуальных подходов в деятельности промышленных предприятий, акцентируя их на существенное повышение эффективности своих производств и использования обеспечивающих их средств. В статье в качестве в значительной мере определяющего решение данной задачи рассматривается научно-технический прогресс предприятий промышленности. Исследуются возможности рационального, соответствующего современным условиям включения его в процессы цифровой экономики. Вследствие того, что одним из ключевых факторов цифровой экономики является необходимость работы с точными данными как наиболее важными, объективно отражающими результаты научно-технического прогресса предприятий, аргументированно выделены показатели экономической эффективности и цены создаваемой ими научно-технической продукции. Предложена концептуальная системная модель, отражающая методы оценки научно-технической продукции. Определены причины, усложняющие достижение точности ее оценки, предложены меры, позволяющие оптимизировать условия организации их формирования с целью получения соответствующих запросам цифровой экономики по ним данных и других востребованных ею и использующим его результаты качественных характеристик. Изложенные в статье рекомендации и предложения направлены на качественное и рациональное использование научно-технического прогресса промышленных предприятий в целях их эффективного функционирования в условиях цифровой экономики.
Ключевые слова: цифровизация экономики, промышленное предприятие, научно-технический прогресс, стоимостные показатели, эффективность, цена, трудозатраты, нормативная база, модель
Основные положения:
♦ обоснована значимость научно-технического прогресса как определяющего развитие производительных сил предприятий и средства эффективного выстраивания цифровой экономики;
♦ разработана системная концептуальная методолого-методическая модель организации научно-технической деятельности промышленных предприятий во взаимосвязи со стоимостными показателями ее результатов;
♦ показана необходимость создания нормативной базы определения трудовых затрат, обеспечивающей получение в научно-технической деятельности точных данных, в том числе необходимых для определения показателей экономической эффективности и цены научно-технической продукции.
Аннотация. В статье исследованы теоретико-методические подходы к категории «резильентность». Установлена необходимость разработки методического инструментария оценки резильентности среднего профессионального и высшего образования в условиях усиления влияния различных экзогенных и эндогенных шоков. На основе корреляционного и регрессионного анализа проведена оценка данных, характеризующих состояние среднего профессионального и высшего образования в РФ, федеральных округах и Республике Башкортостан. Показано, что несовпадение уровня квалификации специалистов среднего профессионального и высшего образования с ожиданиями рынка способствует усилению неравномерности регионального развития. Установлено, что увеличение в РФ доли занятых с высшим и средним профессиональным образованием на 1% ведет к снижению безработицы на 0,55%. В то же время несовпадение структуры выпуска специалистов и их занятости на 15% приводит к росту безработицы в РФ на 1%. Разработан и апробирован на примере данных Республики Башкортостан методический инструментарий оценки резильентности среднего профессионального и высшего образования, учитывающий образовательное, кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение анализируемой системы. Сформированы предложения по повышению резильентности среднего профессионального и высшего образования. Результаты, полученные в рамках проведенного исследования, являются первоначальным заделом для формирования инструментария оценки резильентности региональной системы образования к экономическим шокам.
Ключевые слова: резильентность, устойчивость, стабильность, адаптация, экзогенные и эндогенные шоки, среднее профессиональное образование, высшее образование, сопряженность, институты развития
Основные положения:
♦ усиление влияния различных экзогенных и эндогенных шоков требуют изучения условий повышения резильентности сферы образования к негативным проявлениям среды;
♦ несовпадение уровня квалификации специалистов среднего профессионального и высшего образования с ожиданиями рынка способствует усилению неравномерности регионального развития;
♦ кадровое, образовательное, материально-техническое и финансовое обеспечение выступает факторами, влияющими на резильентность среднего профессионального и высшего образования.
Аннотация. Одним из главных трендов в развитии общества и экономики является цифровая трансформация, которая пришла на смену информатизации и компьютеризации. В аспекте сложной социально-экономической ситуации, последствий кризиса пандемии во всем мировом сообществе исследование тенденций, проблем и перспектив цифровой трансформации национальной экономики и предпринимательского сектора приобретает особую актуальность. Статья посвящена исследованию влияния процессов цифровой трансформации на формирование и развитие предпринимательского сектора национальной экономики. Целью исследования является изучение актуальных тенденций цифровизации предпринимательского сектора национально экономики. Задачи исследования: оценить уровень цифровиза-ции предпринимательского сектора, определить возможности и риски цифровой трансформации бизнеса, обозначить направления для дальнейшего развития процессов цифровизации отраслей в условиях современного кризиса. В процессе исследования авторы использовали общенаучную методологию и подходы, основой послужили методы системного анализа, обобщения, экономико-статистические методы. В результате исследования определена роль цифровых технологий в развитии предпринимательского сектора на современном этапе. На основе полученных результатов установлено, что для минимизации рисков и потерь цифровой трансформации предпринимательского сектора экономики необходимо разрабатывать и внедрять комплексные меры государственной поддержки и управления, что повысит уровень технологического развития всех отраслей и уменьшит технологический разрыв между ними.
Ключевые слова: бизнес, предпринимательский сектор, трансформация, цифровизация, цифровая экономика, индекс цифровизации
Основные положения:
♦ дана оценка уровня и современных тенденций цифровой трансформации предпринимательского сектора экономики;
♦ исследована структура цифровой трансформации по приоритетным отраслям;
♦ определены факторы, позволяющие наращивать цифровой потенциал, и факторы, тормозящие процесс цифровизации;
♦ выявлено, что решением может послужить использование более оптимальных моделей управления с применением технологических решений в каждой предметной области с учетом специфики каждой отрасли экономики.
Аннотация. В связи с обострением экономической ситуации в России и в мире наша страна столкнулась со множеством сложностей в социально-экономической сфере. В ближайшие годы прогнозируется сокращение доходов федерального бюджета и значительное увеличение его расходов. В то же время растут затраты на погашение государственного долга. Цель данного исследования - рассмотреть изменение расходов бюджета на обслуживание государственного долга, выявить проблемы и предложить способы их решения. Ключевым методом исследования выступает анализ. В ходе проведенного исследования были выявлены способы увеличения доходов и снижения расходов бюджета.
Ключевые слова: бюджет, бюджетная система, государственный долг, доходы бюджета, инфляция, курс валюты, расходы бюджета, федеральный бюджет
Основные положения:
♦ рассматриваются изменение объема государственного долга за прошедшие годы и прогнозные показатели на ближайшую перспективу, изучается структура государственного долга;
♦ анализируются расходы федерального бюджета на обслуживание государственного долга, выявляется их значительное увеличение;
♦ по итогам проведенного исследования предлагаются пути решения возникшей проблемной ситуации в бюджетной сфере.