Анализируется современное состояние взаимных туристских потоков между Китаем и Россией. Выявлено экономическое значение туризма для этих стран, установлен вклад туризма в формирование их ВВП, рассмотрены расходы туристов в поездке. Графически показывается динамика посещений, оценивается экономическая ситуация в странах, способствующая развитию въездов и выездов из них. Определено, что поток туристов из Китая в России составляет 39% от общего количества посещений. На основании аналитической оценки ситуации с помощью математических методов строятся прогнозы на ближайшие два года для каждой страны. С целью повышения достоверности расчетов определяется доверительный интервал, согласно которому прогнозируются оптимистические и пессимистические показатели туристских потоков. Предлагаются новые виды туризма для граждан каждой из стран. Особо подчеркивается значение проектов "Красный маршрут" и "Chaina Frendly", реализуемых на территории России. Дальнейшая реализация данных проектов создаст комфортную среду для пребывания граждан Китая в России.
Ключевые слова: туризм, российско-китайские отношения, туризм в Китае, Chaina Frendly, медицинский туризм, гастрономический туризм, география регионов, Красный маршрут.
Основные положения:
♦ определено значение туристической отрасли для экономики каждой из исследованных стран;
♦ установлены новые, перспективные виды туризма, способствующие росту туристского потока из каждой страны;
♦ вычислены прогнозные значения туристских потоков.
Шабалина Светлана Александровна, кандидат географических наук, доцент, Поволжская академия физической культуры, спорта и туризма, г. Казань; Максимова Веста Игоревна, студент бакалавриата Казанского федерального университета.
Рассматривается проблема формирования рациональной структуры экономического потенциала региона в контексте решения задач модернизации и инноватизации. Необходимость исследования экономического потенциала региона обусловлена поиском ответов на вопросы о влиянии структурных сдвигов на осуществляемые преобразования. В основу анализа экономического потенциала региона положен структурно-динамический подход, предполагающий изучение основных составляющих потенциала и их динамического ряда. В отличие от существующих исследований экономического потенциала региона, новизна сформулированной задачи состоит в понимании того, что вектор регионального развития сформируется при осуществлении управленческих воздействий на те компоненты экономического потенциала, которые способны создать резонансный эффект в экономике региона. Полигоном исследования выступила Ростовская область. Анализ проводился на основе следующих показателей, определяющих рациональность структуры экономического потенциала региона: объем ВРП, уровень инновационной активности предприятий, спрос и предложение на продукцию высокотехнологичных секторов экономики, численность занятых в инновационном и традиционном секторах региональной экономики, доминирующие масштабы деятельности предприятий, состояние материально-технической базы и уровень инвестиций в основной капитал, финансовое состояние предприятий, энерго- и ресурсоемкость технологических процессов, пространственное размещение инновационно-ориентированных предприятий. Показано, что резонансный эффект возникает в тех составляющих экономического потенциала, которые обеспечивают наиболее сильную связанность как региональных субъектов, так и процессов, проектов и сред, в которых они осуществляются. Обосновано, что для Ростовской области запуск модернизационных процессов в регионе во многом связан с решением как задач восстановления промышленного сектора экономики на современной технологической основе, так и задач вовлечения многоукладных хозяйствующих субъектов периферии в проекты (формирования инновационно-промышленных кластеров.
Ключевые слова: экономический потенциал региона, модернизационное развитие, структурно-динамический анализ, резонансный эффект.
Основные положения:
♦ эффективная, с точки зрения решения задач модернизации, реализация экономического потенциала региона может быть обеспечена посредством воздействия на факторы, определяющие развитие отдельных составляющих, стимулирующих появление инновационных откликов в региональной системе;
♦ использование структурно-динамического подхода к исследованию экономического потенциала региона позволяет выявить в его структуре те точки, которые, во-первых, обладают собственной внутренней динамикой, во-вторых, способны генерировать инновационные импульсы при осуществлении на них управленческих воздействий;
♦ наиболее сильно резонансные инновационные эффекты в экономике региона проявляются при осуществлении комплексных управленческих воздействий на составляющие экономического потенциала, обеспечивающие наиболее сильную связанность региональных субъектов, процессов и проектов, а также сред, в которых они осуществляются;
♦ перспективы развития Ростовской области связаны с осуществлением импортозамещающих проектов в сфере АПК, реализация которых позволит получить значительные синергетические и мультипликативные эффекты, обеспечивая не только решение задач продовольственной безопасности, но и формирование завершенных производственно-технологических цепочек, включающих в себя хозяйствующие субъекты различных масштабов деятельности с различным типом укладов.
Трансформация электроэнергетического рынка России характеризуется изменением роли и сущности обычного потребителя и превращением его в просьюмера, имеющего совершенно новую систему ценностей, среди которых безопасность энергоснабжения, экологичность деятельности, открытая коммуникация. Сопутствующие данному процессу тренды в области цифровизации отрасли формируют определенную устойчивую систему вызовов для генерирующих компаний. Осуществляется переход от традиционной бизнес-модели к модели с элементами продуктово-сервисной системы. При этом различные группы компаний ввиду своих институциональных характеристик по-разному трансформируют собственную бизнес-модель. Цель данного исследования - определение новых элементов бизнес-моделей генерирующих компаний, характерных для продуктово-сервисной системы, а также анализ отклика различных групп компаний на данный тренд. Использованные в ходе работы аналитический и системный подходы позволили решить поставленные задачи. Основные результаты исследования свидетельствуют о начавшемся переходе бизнес-моделей генерирующих компаний к продуктово-сервисной модели, что быстрее осуществляется компаниями с иностранным участием.
Ключевые слова: бизнес-модель, клиентоориентированность, продуктово-сервисная модель, генерирующие компании, просьюмер.
Основные положения:
♦ выделены наиболее важные на российском рынке вызовы для генерирующих компаний, обусловленные появлением проактивных потребителей;
♦ описаны главные характеристики формируемой продуктово-сервисной модели в сегменте генерации;
♦ приведены основные элементы обобщенной бизнес-модели генерирующих компаний, которые характерны для продуктово-сервисной модели;
♦ проанализировано соответствие бизнес-моделей генерирующих компаний из различных групп продуктово-сервисной модели.
Динамично меняющийся рынок труда, необходимость быстрого принятия решений, высокий уровень неопределенности обусловливают новые требования к реализации процессов формирования проектных команд. Описывается методический подход к решению задачи автоматизации процесса формирования эффективной команды с оптимальными интегральными характеристиками для разработки IT-проекта. Цель работы - выяснить, каким основным требованиям должна соответствовать команда с оптимальными интегральными характеристиками и какое влияние оказывают на результативность команды характеристики и компетенции ее участников. На основе корреляционно-регрессионного анализа результатов опроса членов проектных команд и характеристик созданных ими сайтов нами были определены те параметры команд, которые чаще оказывают влияние на результативность. Далее, используя типологии ролей участников проектной команды по Белбину, по Адизесу и по Майерс-Бриггс, мы, спроецировав отобранные параметры на роли участников команд, определили максимально эффективный состав ролей членов команды. Таким образом, мы выяснили с какими характеристиками нужно искать членов для нашей эффективной команды и каких результатов можно ожидать зная черты конкретных участников команды. Характеристики можно определить на основе автоматизированного тестирования кандидатов. Предлагаемый нами методический подход к разработке программы для рекрутинга пока не имеет аналогов на рынке программного обеспечения и позволяет не только облегчить рутинные операции, но и с упреждением решить управленческие задачи, обеспечивая работу проектной команды на высоком уровне результативности и эффективности.
Ключевые слова: команда проекта, результативность, командные роли, автоматизация Основные положения:
♦ эмпирическим путем определены характеристики, которые чаще оказывают влияние на результативность команд;
♦ найдена взаимозависимость интегральных характеристик команды IT-проекта с ролями ее членов;
♦ предложен методический подход, позволяющий автоматизировать процесс формирования эффективной команды IT-проекта.
Актуальность исследования определяется необходимостью обобщения экономической природы цифровой экономики как феномена повышения эффективности общественного развития. Рассматриваются природа процессов цифровизации экономики, классификация технологических форм информационных коммуникационных технологий ИКТ, особенности воспроизводственных аспектов в условиях использования (ИКТ). Обобщается действие ряда экономических законов при функционировании цифровых платформ в обществе. Даются принципиальные положения об изменении форм оптимизации процессов управления с учетом новых экономических и социальных свойств цифровых отношений. Подчеркивается необходимость углубления знаний природы цифровой экономики для изучения путей увеличения экономического роста. Анализируются этапы формирования добавленной стоимости товара в условиях ИКТ, новые формы стоимостных отношений в электронной цифровой экономике, товарно-денежные отношения, оптимизация систем и процессов организации и управления в обществе, формы коммуникации в информационных сетевых технологиях. Подчеркивается влияние платформ ИКТ на изменение органического строения капитала, на скорость достижения рыночного равновесия, на пропорции потребления и накопления общественного продукта, на скорость воспроизводственных процессов, на соотношения факторов производства. Обобщается понимание эффективности в условиях сетевой экономики, влияния социальных сетей на экономику. Исследуются возможности оптимизации систем и процессов управления в обществе при использовании цифровых платформ. Дальнейшее углубление знаний экономического содержания природы цифровизации экономики в воспроизводственном процессе, в социальной жизни будет способствовать поиску рациональных путей развития цифровых платформ в системе организации общества и управления им.
Ключевые слова: цифровая экономика, экономический закон, экономический рост, классификация технологий, базы данных, оптимизация систем.
Основные положения:
♦ функционирование цифровых платформ в сетевой экономике приводит к существенному увеличению мобильности технологических форм взаимодействия сфер производства и обращения, к ускорению воспроизводственных процессов, к изменению натурально-стоимостных отношений в обществе;
♦ проявление действия объективных экономических законов в условиях цифровой экономики высвечивает как новые грани их действия, так и особенности форм организации общества и управления им;
♦ новые явления требуют детального анализа их содержания и обобщения с целью установления обоснованных направлений развития цифровой экономики в России.
Сергеев Леонид Иванович, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономической теории Калининградского государственного технического университета.
Рассмотрены цели и задачи мотивации персонала. Выводы авторов о способах обеспечения материальной и нематериальной мотивации персонала сделаны с учетом актуальных тенденций, существующих в современном мире управления человеческими ресурсами. Проанализированы новые способы и инструменты мотивации персонала, различные подходы к мотивации в условиях цифровизации экономики с учетом существующих фундаментальных теорий мотивации. Цель работы - исследование влияния цифровизации на использование различных методов мотивации в организации. Для достижения данной цели применялись опрос и анализ нормативно-правовых актов, научных публикаций. Результаты опроса были использованы при составлении предложений по реформированию применяемых ныне систем мотивации труда. Сделанные в работе выводы и рекомендации по мотивации персонала в условиях цифровизации экономики важны для реальной бизнес-практики.
Ключевые слова: мотивация, цифровизация экономики, потенциал, конкурентоспособность, автоматизация процессов, управленческие решения.
Основные положения:
♦ выявлены методы мотивации персонала, наиболее действенные в условиях цифровизации экономики;
♦ путем проведения анкетирования исследовано влияние барьеров на пути мотивации сотрудников организации;
♦ разработаны мероприятия по нематериальной мотивации персонала в условиях организации.
Трошина Елена Павловна, кандидат экономических наук, доцент; Мантуленко Валентина Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент; Левашова Юлия Валерьевна, студент. - Самарский государственный экономический университет.
Стремительное появление новых финансово-технологических компаний способствует трансформации цепочки создания стоимости финансовыми посредниками. Представленное исследование направлено на выявление возможностей и перспектив формирования новой потребительской ценности на основе взаимодействия кредитных организаций и высокотехнологичных компаний. С этой целью была проведена классификация FinTech-компаний по выполняемому функционалу, выявлены варианты их сотрудничества с банками, проведен анализ влияния цифровых технологий на трансформацию бизнес-процессов и на формирование новой потребительской ценности финансовыми посредниками. При проведении исследования использованы следующие методы: классификация, описание, сравнительный анализ, системный анализ, синтез. Результатом исследования стало выявление направлений трансформации бизнес-процессов, обеспечивающих создание конкурентных преимуществ банка на долгосрочную и краткосрочную перспективу, их влияние на потребительскую ценность.
Ключевые слова: цифровые технологии, финансовые посредники, бизнес-процессы, инновации, FinTech, потребительская ценность, Open API, аутсорсинг.
Основные положения:
♦ изменение управленческих бизнес-процессов банков на основе применения цифровых технологий способствует формированию конкурентного преимущества на долгосрочную перспективу за счет трансформации обеспечивающих и основных бизнес-процессов, а также влияет на целый комплекс составляющих потребительской ценности;
♦ трансформация отдельно взятых основных бизнес-процессов банка связана с кратковременным эффектом конкурентного преимущества вследствие быстрого копирования внедренных преобразований и воздействия только на отдельные составляющие потребительской ценности;
♦ в рамках экономики совместного пользования (sharing economy) формирование экосистем, обеспечивающих минимизацию рисков и затрат на внедрение инноваций, позволяет FinTech-компаниям не только укрепить свои рыночные позиции, но и сформировать клиентские сервисы совместно с банками;
♦ цифровые технологии оказывают непосредственное влияние на повышение удобства, скорости, доступности, прозрачности финансовых услуг для клиентов, что со временем приводит к увеличению доверия - качественной характеристики взаимоотношений, формирующей потребительскую ценность;
♦ распространение сравнительных сервисов увеличивает рациональность клиентов, восполняет недостаток их финансовых знаний, способствует увеличению прозрачности и создает условия для развития неценовой конкуренции между финансовыми посредниками, где большое значение приобретают своевременность персонализированных предложений и качество предоставляемых услуг.
Кораблева Ольга Николаевна, доктор экономических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт проблем региональной экономики РАН; Гусева Маргарита Ильинична, соискатель, Санкт-Петербургский государственный экономический университет.