Аннотация. В статье раскрыты основные факторы обеспечения эффективности международного сотрудничества. Предложена классификация ключевых методик оценки форм международного сотрудничества с целью повышения его эффективности. Показано, что наиболее релевантными являются социально-экономические методы оценки, поскольку именно они позволяют проанализировать положительный си-нергетический эффект от межстранового взаимодействия. Наряду с этим отражены принципы развития международного сотрудничества, реализация которых может обеспечить достижение долгосрочных целей и приоритетов экономического партнерства.
Ключевые слова: международное сотрудничество, кооперация, эффективность, методы оценки, социально-экономические методы, компаративистика, фокусная группа, социологический опрос
Основные положения:
♦ развитие международного сотрудничества в условиях геополитической нестабильности требует не только осуществления практических мероприятий, но и грамотного и глубокого научного осмысления его принципов, форм и последствий;
♦ существует достаточное количество разнообразных методик, позволяющих оценить и качественно проанализировать процесс международной интеграции с целью проведения нормативного анализа и выработки практических рекомендаций, обеспечивающих повышение синергетического эффекта от долгосрочного сотрудничества;
♦ эффективное международное экономическое сотрудничество должно соответствовать некоторым базовым принципам - определенным устойчивым требованиям, обеспечивающим долгосрочный рост финансово-экономической и социальной результативности рассматриваемого процесса.
Фархат Фаиз, Ленар Наилевич Сафиуллин - Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия; Мария Евгеньевна Коновалова - Самарский государственный экономический университет, Самара, Россия
Аннотация. В статье показано влияние развития креативных индустрий на устойчивость развития региона. Проведена оценка перспективности развития креативных индустрий в регионе (на примере Самарской области) и выявлены перспективные сферы креативных индустрий: деятельность в области архитектуры, инженерно-технического проектирования, разработка компьютерного программного обеспечения, рекламная деятельность. Определены проблемы развития креативных пространств в Самарской области: неиспользование креативного ресурса в качестве фактора развития предпринимательского сектора; отсутствие нормативной базы в данной сфере; проблемы, связанные с защитой прав на объекты интеллектуальной собственности и коммерциализацией результатов интеллектуальной деятельности; рас-средоточенность креативного человеческого капитала; недостаточный объем инвестиций в создание нематериальных активов; неравномерность распределения креативных объектов; отсутствие комплексной программы развития креативных пространств в городской агломерации. Намечены задачи государственной политики в сфере развития креативных индустрий и креативной недвижимости: формирование благоприятной среды для развития креативного предпринимательства; совершенствование системы образования в данной сфере; повышение капитализации нематериальных активов бизнеса; сохранение исторического, культурного наследия, возрождение народных промыслов; содействие формированию креативных кластеров и пространств; разработка комплексной программы развития территорий, смежных с креативными объектами недвижимости; создание работающих схем привлечения финансовых средств.
Ключевые слова: креативные индустрии, креативные пространства, проблемы развития креативных индустрий, задачи государственной политики в сфере развития креативных индустрий, креативное предпринимательство
Основные положения:
♦ креативные индустрии являются факторами развития региона, поскольку влияют на развитие соседних территорий, рынка недвижимости, повышение уровня и качества жизни населения;
♦ выявлены факторы, способствующие увеличению стоимости креативных объектов недвижимости: инфраструктурный, потребительский, человеческий факторы, фактор разрешенного вида использования земельного участка, фактор собственности, фактор транспортной и пешеходной доступности, наличие объектов культурного и исторического наследия, градостроительный фактор;
♦ на основе предложенной модифицированной формулы оценки перспективности развития креативных индустрий в регионе выявлены перспективные сферы креативных индустрий на территории Самарской области;
♦ определены проблемы развития креативных пространств в Самарской области и намечены задачи государственной политики в сфере развития креативных индустрий и креативной недвижимости.
Аннотация. Одной из ключевых проблем пространственного развития страны, как следует из Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, является недостаточная транспортная связность территорий. При этом на федеральном и региональном уровнях развитие магистральной транспортной инфраструктуры осуществляется в рамках профильного национального проекта. Цель статьи заключается в обосновании направлений и инструментов совершенствования проектного подхода к управлению обеспечением связности экономического пространства России. Обозначены концептуальные основы связности экономического пространства. Выявлено, что применение проектного подхода в 2019-2021 гг. привело к ряду позитивных результатов в части повышения коммерческой скорости движения на железнодорожном транспорте, снижения за этот период сроков доставки грузов в рамках международных транспортных коридоров (до момента обострения санкционной «войны»), а также в части «расшивки» ряда «узких мест» на объектах инфраструктуры. Вместе с тем по причине обострения существующих и появления новых вызовов по-прежнему актуальной остается задача повышения эффективности управления в рассматриваемой сфере, в связи с чем в заключительной части работы были обоснованы основные направления и инструменты совершенствования проектного подхода к управлению обеспечением связности пространства России. Научная новизна исследования состоит в обосновании направлений и инструментов совершенствования реализации профильного нацпроекта в контексте обеспечения связности экономического пространства страны.
Ключевые слова: экономическое пространство, связность пространства, транспорт, транспортная инфраструктура, национальные проекты РФ
Основные положения:
♦ применение в 2019-2021 гг. на федеральном и региональном уровнях проектного подхода позволило обеспечить повышение связности экономического пространства России;
♦ в современных условиях обострился ряд проблем, которые могут снизить эффективность реализации нацпроекта в средне- и долгосрочной перспективе (ограничения на импорт необходимого оборудования, разрыв логистических цепочек и др.);
♦ повышению связности пространства страны будут способствовать сопряжение и согласованное развитие различных видов транспорта, внедрение сквозных цифровых технологий в отрасли, поддержка проектов ГЧП, применение специальных видов транспорта на отдаленных территориях и территориях со сложными условиями хозяйствования и др.
Аннотация. В современной ситуации, характеризующейся неблагоприятными обстоятельствами из-за введения многочисленных экономических санкций против России со стороны западных стран, возрастает роль конкурентоспособности промышленных предприятий в обеспечении стратегической экономической устойчивости и повышении экономического потенциала. В статье раскрыто авторское понимание взаимосвязи и взаимообусловленности цели сохранения или роста конкурентоспособности с другими основными целями промышленного предприятия, приведена новая классификация видов и уровней конкурентоспособности промышленного предприятия, дано обоснование критерия стратегической конкурентоспособности, раскрыта его связь с факторами формирования и развития способности не отставать и превосходить конкурентов. На основе синтеза системного, ситуационного и ресурсно-целевого подходов разработана авторская методика оценки стратегической конкурентоспособности предприятия машиностроения, результаты апробации которой описаны в работе. Исследование проведено с использованием монографического метода, методов сравнительного анализа и модифицированного анализа иерархий, расчетно-конструктивного и детерминистско-лимитирующего методов, микс-метода (комбинирования количественных и качественных оценок). Научно-практические положения, приведенные и обоснованные в статье, могут быть использованы в промышленности при оценке уровня стратегической конкурентоспособности, изучении жизненного цикла промышленных предприятий, поиске резервов повышения их экономической устойчивости.
Ключевые слова: исследование предприятий промышленности, экономическая устойчивость, стратегическая конкурентоспособность, критерий стратегической конкурентоспособности, факторы стратегической конкурентоспособности, уровень конкурентоспособности, экономический потенциал промышленного предприятия
Основные положения:
♦ полноценная реализация стратегических целей выживания и развития промышленного предприятия неразрывно связана с обеспечением его экономической устойчивости, ключевым направлением которого является формирование стратегической конкурентоспособности;
♦ естественным критерием стратегической конкурентоспособности признается оценка стратегической доли предприятия на рынках; попытки конструирования интегрального критерия нецелесообразны в силу невысокого уровня его достоверности из-за искажающих эффектов;
♦ методики оценки фактической и прогнозной (ожидаемой или потенциальной) стратегической конкурентоспособности промышленного предприятия должны быть дифференцированными;
♦ при интерпретации уровней конкурентоспособности промышленного предприятия следует принимать во внимание возможность формирования стратегической прибыли;
♦ изложенная в статье методика оценки стратегической конкурентоспособности на основе измерения ключевых составляющих экономического потенциала (производственного и коммерческого потенциалов) пригодна для практического использования на промышленных предприятиях при разработке и реализации стратегии выживания на основе повышения уровня экономической устойчивости.
Аннотация. Статья посвящена анализу стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Приведена авторская хронология утверждения первых стратегических документов социально-экономического развития субъектов РФ. На примере оценки основных документов стратегического характера Республики Карелия продемонстрирован индивидуальный подход к созданию стратегии развития. Сделан вывод: индивидуализация стратегий развития основывается на специфике регионов и требует использования в каждом конкретном случае определенного набора показателей, отражающих уникальные особенности и потребности территорий для построения их положительного образа будущего.
Ключевые слова: развитие, индивидуализация, стратегии развития, актуализация, образ будущего Основные положения:
♦ стратегическое развитие не должно концентрироваться только на экономическом аспекте, оно требует охвата всех сторон жизнедеятельности общества;
♦ на базе анализа текстов стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации выделены 5 этапов разработки и последующей актуализации основных стратегических документов территорий;
♦ анализ стратегией развития показал, что необходимо уходить от типовых стратегий в пользу индивидуализированных.
Аннотация. Строительная отрасль после введения западных санкций одной из первых ощутила на себе их негативное воздействие. В данной связи резко возросло внимание со стороны исследователей и практикующих специалистов к проблемам нивелирования влияния санкций на девелоперский бизнес и сохранения уровня его маржинальности. В статье анализируются системные проблемы, которые накапливались в отрасли десятилетиями, дается оценка возможности их устранения в настоящее время. Особое внимание уделено новым, санкционным проблемам, которые негативно влияют на экономику проектов в сегменте жилищного строительства. Авторами обозначен потенциальный вектор развития девелоперского бизнеса в условиях сокращения потребительского спроса со стороны населения, отсутствия доступа к импортным строительным материалам и производственному оборудованию, а также к дешевому фондированию девелоперских проектов.
Ключевые слова: санкции, девелоперский бизнес, проектное финансирование, рынок жилья, цифро-визация, производительность труда
Основные положения:
♦ проведен анализ некоторых системных проблем строительной отрасли и девелоперского бизнеса, возникших под влиянием внутренних и внешних факторов;
♦ обозначено место строительной отрасли относительно других отраслей экономики по некоторым экономическим индикаторам;
♦ сформулированы последствия влияния новых, санкционных проблем на дальнейшее развитие девелоперского бизнеса.
Аннотация. Цель исследования заключается в актуализации и уточнении теоретико-методологических аспектов организации маркетинговой деятельности на основе использования маркетингового контроля и практики его применения в образовательных организациях высшего образования. Реализация поставленной цели исследования достигнута за счет решения следующих задач: рассмотрения и систематизации теоретико-методологических подходов к организации маркетинговой деятельности на основе концепции маркетингового контроля; определения специфических особенностей маркетинговой деятельности и стратегического управления в современных образовательных организациях высшего образования. Теоретико-методологической основой послужили научные труды зарубежных и отечественных ученых в области организации маркетинговой деятельности в образовательных учреждениях. Исследование проводилось с использованием ретроспективного генетического анализа понятийного аппарата, методов системного анализа и сравнения, обобщения и систематизации, комплексного анализа выявления причинно-следственных связей, визуализации результатов исследования.
Ключевые слова: маркетинговая деятельность, система маркетингового контроля, маркетинговый контроль, виды и уровни маркетингового контроля, инструментарий маркетингового контроля, стратегические и операционные ингредиенты маркетингового контроля, функции маркетингового контроля, бенчмаркинг
Основные положения:
♦ определена роль маркетингового контроля в деятельности образовательных организаций высшей школы;
♦ представлена структура системы маркетингового контроля;
♦ систематизированы содержание и ключевые направления реализации концепции маркетингового контроля в сфере образования.
Аннотация. Статья посвящена исследованию понятия «цифровая трансформация», эволюции понимания данного термина и анализу его современных трактовок. Рассмотрены особенности использования терминов «цифровая трансформация» и «цифровизация» применительно к современным предприятиям. Также изучены подходы к определению этапов развития цифровой трансформации предприятия и дана авторская классификация. В результате исследования автором сформулировано собственное определение термина «цифровая трансформация».
Ключевые слова: цифровая трансформация предприятия, цифровизация производственных и бизнес-процессов, цифровые инструменты, этапы цифровизации предприятия, «цифровая зрелость» компании
Основные положения:
♦ проанализирована история возникновения и эволюция понятия цифровой трансформации;
♦ исследован процесс цифровой трансформации предприятия и сформулированы его этапы;
♦ разработан авторский подход к определению термина «цифровая трансформация» через корреляцию с человеческими трудовыми ресурсами.