пусто пусто пусто
пусто
Вестник самарского государственного экономического университета
Vestnik of Samara State University of Economics
2021 №12 (206)
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Теоретико-методические основы исследования финансово-экономической стабильности работы российских предприятий
Аннотация. В статье исследована сущность финансово-экономической стабильности работы промышленных предприятий и основные положения ее оценки. Актуальность данной проблематики в условиях рынка несомненна. Стабильное предприятие - это предприятие, работающее непрерывно, способное противостоять возмущениям внешней среды без признаков потери ликвидности (платежеспособности) в обозримом будущем. Такое состояние приводит к функционированию предприятия в стабильном и динамичном равновесии с его операционной средой. Для поддержания своей финансово-экономической стабильности предприятие должно иметь эффективную систему самоконтроля (предупреждения), которая бы достаточно рано обнаруживала сигналы об отклонениях от принятых стандартов (включая необходимый уровень финансовой стабильности) для принятия соответствующих мер. Только в этом случае деятельность предприятия будет основываться на прочном фундаменте, что обеспечит устойчивый рост. Это и определило направленность данного исследования, основная задача которого - выяснить сущность финансово-экономической стабильности, особенности и критерии ее оценки. Научная новизна результатов исследования: дано авторское понимание сущности термина «финансово-экономическая стабильность», исследовано его отличие от уже существующих в экономической литературе определений. Необходимо отметить, что предложенная автором трактовка финансово-экономической стабильности не является тривиальной (в литературе чаще встречаются понятия финансовой или экономической устойчивости). Особое внимание в статье уделено системе самоконтроля, которая позволяет своевременно выявлять признаки неустойчивости предприятия и ликвидировать их, что является мерой успеха работы управленческого персонала предприятия.
Ключевые слова: финансово-экономическая стабильность, финансовое состояние, устойчивость, показатели оценки стабильности Основные положения: ♦ исследованы сущность и содержание финансово-экономической стабильности, а также ее взаимосвязь с устойчивостью функционирования предприятия; ♦ выделены основные подходы к оценке финансово-экономической стабильности; ♦ определены основные направления укрепления стабильности работы предприятий в условиях рынка.
Email:pimenova-elena@rambler.ru
Сведения:Елена Михайловна Пименова, Самарский государственный экономический университет, Самара, Россия
9
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Расходы республиканского бюджета и их социальная эффективность в Республике Казахстан
Аннотация. Расходы бюджета представляют собой расходные обязательства власти в денежной форме, финансируемые бюджетами бюджетной системы и результативно используемые на установленные цели, соответствующие функциям и задачам государства. Перераспределительная функция бюджетных расходов является неизбежным следствием провалов рыночной экономики. Стабилизационная функция расходов бюджета реализуется в процессе их направления на инвестиции в основной капитал. Связанные с инвестиционными расходами бюджета государственные закупки сырья, материалов, оборудования, технологий, а также создание рабочих мест позволяют достичь целей макроэкономического и социального равновесия. Определенную роль в процессе косвенного воздействия на бизнес расходы бюджета играют, выполняя регулирующую функцию. Для эффективного исполнения перераспределительной, стабилизационной и регулирующей функций расходов бюджета от правительства требуется разработка действенных механизмов их финансирования, системы текущего и последующего финансового контроля за целевым и результативным использованием бюджетных средств. Преобладающая доля расходов в Казахстане приходится на республиканский бюджет. Расходы республиканского бюджета характеризуются положительной динамикой. В структуре преобладают расходы на социальное обеспечение. По таким направлениям расходов, как здравоохранение, сельское хозяйство и правоохранительная деятельность, качество (результат) государственной услуги не определяется динамикой бюджетных расходов.
Ключевые слова: расходы бюджета, функции бюджетных расходов, расходы республиканского бюджета Казахстана Основные положения: ♦ бюджетные расходы, выполняя перераспределительную, стабилизационную и регулирующую функции, являются важнейшим фактором положительной экономической динамики и социального равновесия; ♦ для эффективного исполнения перераспределительной, стабилизационной и регулирующей функций расходов бюджета от правительства требуется разработка действенных механизмов их финансирования, системы текущего и последующего финансового контроля за целевым и результативным использованием бюджетных средств; ♦ гипотеза о том, что качество (результат) государственной услуги находится в прямо пропорциональной зависимости от динамики соответствующих бюджетных расходов в Казахстане, не подтвердилась.
Email:samal.kz.79@mail.ru
Сведения:Самал Амангельдиевна Машанова, Западно-Казахстанский инновационно-технологический университет, Уральск, Республика Казахстан
16
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Маркетинг и устойчивое развитие малых городов Республики Татарстан
Аннотация. В статье на основе анализа подходов различных авторов к трактовке понятия «устойчивое развитие» делается вывод, что, говоря об устойчивом развитии территорий, необходимо в первую очередь рассматривать два базовых аспекта: требование экологической устойчивости и требование социально-экономической устойчивости. Что касается маркетинговых аспектов устойчивого развития городов, авторы статьи предлагают алгоритм исследования различных составляющих развития территории и обоснованного выбора стратегии ее развития. Согласно данному алгоритму в статье проведен анализ городов Республики Татарстан - Альметьевска, Болгара, Нижнекамска. Результаты проведенного анализа показывают, что для выбранных объектов исследования необходимо прежде всего обратить внимание на реализацию такой стратегии, как маркетинг инфраструктуры. Это позволит создавать комфортные условия для жителей городов и привлекать туристов и рабочих для повышения конкурентоспособности и эффективности использования ресурсов города. В результате исследования авторы статьи делают вывод, что малые города, в отличие от мегаполисов, обладают большим творческим и культурным потенциалом, что позволяет создавать на их территории новые точки притяжения жителей и туристов, развивая тем самым туристические и инфраструктурные объекты. Особенно актуален вопрос развития малых городов в России в сложившейся эпидемиологической ситуации, так как в условиях ограниченности туристических направлений россияне ищут новые, уникальные и интересные варианты организации отдыха.
Ключевые слова: устойчивое развитие, маркетинг территорий, малые города, цели устойчивого развития Основные положения: ♦ базовыми основами устойчивого развития региона является формирование экологической и социально-экономической устойчивости; ♦ основной стратегией развития территорий малых городов выступает стратегия инфраструктуры, которая направлена на стимулирование экономического, культурного и творческого потенциала; ♦ выбору стратегии развития региона предшествует сбор аналитической базы, характеризующей различные аспекты жизни региона.
Email: a-beloborodova@mail.ru, roman.palyakin@yandex.ru, anna88-19@mail.ru
Сведения:Анастасия Леонидовна Белобородова, Роман Борисович Палякин, Анна Владимировна Шафигуллина, Институт управления, экономики и финансов Казанского (Приволжского) федерального университета, Казань, Россия
23
ESG-трансформация моделей городского развития
Аннотация. В статье обоснована необходимость и рассмотрен один из возможных подходов по трансформации современных моделей городского развития на ESG-принципах. Представлена методика идентификации реализуемых моделей городского развития и результаты ее апробации на примере городских округов субъектов Волго-Уральского макрорегиона. Раскрыто содержание ESG-принципов и изложена авторская концепция ESG-модели города, для которой сформулированы предпосылки и ограничения практического внедрения.
Ключевые слова: ESG-трансформация, ESG-принципы, ESG-модель города, город, модель городского развития, стратегическое планирование, устойчивое развитие, устойчивость, регион Основные положения: ♦ разработана и апробирована на примере городских округов отдельных регионов - субъектов Волго-Уральского макрорегиона методика идентификации реализуемых в стратегиях моделей городского развития; ♦ раскрыто содержание ESG-принципов относительно возможной трансформации моделей городского развития; ♦ разработана концепция ESG-модели города, по каждой из трех составляющих которой (экология, социальное развитие, управление) дана характеристика основных компонентов (принципы, индикаторы, направления внедрения); сформулированы предпосылки и ограничения практического внедрения ESG-модели городского развития.
Email:korol388@mail.ru, meleshkina.sofia@gmail.com
Сведения:Елена Николаевна Королева, София Игоревна Мелешкина, Самарский государственный экономический университет, Самара, Россия
33
ЭКОНОМИКА, ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОТРАСЛЯМИ, КОМПЛЕКСАМИ
Механизм гармонизации торгово-промышленной политики и экономическая безопасность государства
Аннотация. Целью исследования является рассмотрение механизма гармонизации торгово-промышленной политики и определение взаимосвязи его результата - гармонии в торгово-промышленной политике - с экономической безопасностью. Также внимание уделено выявлению взаимосвязи между согласованностью отдельных направлений экономической политики и, как следствие, согласованностью экономической политики в целом и экономической безопасностью. Для достижения цели исследования были изучены подходы к определению терминов «экономическая безопасность», «экономическая политика», «гармония», «гармонизация». Рассмотрены элементы механизма гармонизации торгово-промышленной политики, в частности субъекты торгово-промышленной политики в широком и узком смыслах. Определены основные качественные характеристики достижения гармонии между субъектами торгово-промышленной политики. Обозначены интересы субъектов, в том числе отмечена проблема несовпадения декларированных интересов фактическим, что является возможной причиной отсутствия гармонии между субъектами торгово-промышленной политики. Кроме того, в рамках исследования затронут вопрос необходимости достижения гармонии между объектами торгово-промышленной политики. Отмечено, что достижение состояния гармонии между объектами торгово-промышленной политики может стать причиной увеличения нагрузки на государственные финансы, что предопределяет необходимость поиска источников, альтернативных государственному финансированию. Результаты проведенного исследования являются оригинальными, расширяют теорию гармонизации торгово-промышленной политики, поскольку акцентируют внимание на тех ее положениях, которые ранее подробно изучены не были.
Ключевые слова: торгово-промышленная политика, гармонизация, механизм, экономическая безопасность государства, экономическое развитие Основные положения: ♦ определена взаимосвязь между экономической безопасностью и механизмом гармонизации торгово-промышленной политики; ♦ исследованы основные элементы механизма гармонизации торгово-промышленной политики; ♦ определены основные проблемные моменты достижения гармонии отдельных элементов механизма гармонизации торгово-промышленной политики.
Email:bogatyriov2015@mail.ru
Сведения:Илья Федорович Богатырев, Нижегородский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Нижний Новгород, Россия
44
Формирование проектно-офисной системы управления в современной организации
Аннотация. Происходящие социально-экономические изменения диктуют новые требования к деятельности организаций. Для выполнения данных требований и поддержания конкурентоспособности организаций необходимы внутренние управленческие изменения, которые выражаются в построении систем управления, отвечающих текущим задачам организации. Практически всеми хозяйствующими субъектами признана эффективность использования проектного управления. Мировая статистика свидетельствует о том, что использование проектного управления в среднем до 20% позволяет сокращать временные и финансовые затраты на реализацию плана. Развитие проектно-ориентированного управления ведет к усложнению организационных структур - появляются новые организационные решения по ведению проектно-ориентированной деятельности. Одним из таких проявлений является внедрение проектного офиса и, как следствие, формирование проектно-офисной системы управления, которое и рассматривается в статье. Данный вопрос мало освещен в современной литературе и требует дальнейшего изучения. Основной целью проводимого исследования явилось рассмотрение организационных аспектов внедрения проектно-офисной системы управления и, как результат, разработка модели (алгоритма) внедрения проектно-офисной системы управления современной организации. Одними из ключевых вопросов, рассмотренных в статье, являются определение функционала проектного офиса, определение местоположения проектного офиса в организационной структуре и построение соответствующих каналов взаимодействия, определение численности сотрудников проектного офиса при реализации проектно-офисной системы управления.
Ключевые слова: проектный офис, проектно-ориентированная деятельность, организационные изменения, уровень проектной зрелости, функциональные обязанности, система управления, компетенции, команда проекта, корпоративный портфель проектов Основные положения: ♦ проведенный анализ проектной деятельности доказал необходимость внедрения проектно-офис-ной системы управления, обеспечивающей более эффективное и согласованное управление проектами в организациях; ♦ на основе проанализированных лучших отечественных и мировых практик разработана модель (алгоритм) внедрения проектно-офисной системы управления в организацию; ♦ определены функциональные обязанности проектного офиса при реализации проектно-офисной системы управления; ♦ разработана модель определения численности сотрудников проектного офиса в зависимости от реализуемых проектов и объема выполняемых обязанностей проектным офисом.
Email:geokchakyan@guu.ru
Сведения:Артем Геворгович Геокчакян, Государственный университет управления, Москва, Россия
53
Модель системы внутреннего контроля качества медицинских услуг
Аннотация. Статья раскрывает принципы построения системы внутреннего контроля качества (ВКК) применительно к сфере медицинских услуг. Определены ключевые направления моделирования, на основе которых разработана стандартизированная, поэтапная система выстраивания системы ВКК в медицинской организации. В настоящее время методы моделирования широко используются в управленческой деятельности организаций и способствуют более быстрому формированию целевых результатов во всех отраслях народного хозяйства, в том числе в сфере здравоохранения. Актуальность обоснована тем, что на сегодняшний день не существует адаптированной универсальной модели. Результаты исследования лежат в сфере интересов как руководителей медицинских учреждений, так и органов управления в сфере здравоохранения.
Ключевые слова: моделирование системы внутреннего контроля качества, качество медицинских услуг, стандартизация медицинской деятельности, процессный подход, этапы внедрения системы ВКК Основные положения: ♦ рассмотрены причины сниженного интереса к использованию управленческих инструментов в сфере здравоохранения; ♦ раскрыты основные принципы построения модели системы ВВК медицинских услуг; ♦ определены этапы построения системы ВКК в медицинских организациях.
Email:titenko@sibmail.com
Сведения:Евгения Александровна Титенко, Галина Егоровна Мекуш, Кемеровский государственный университет, Кемерово, Россия
63
Структурные элементы системы обеспечения безопасности национальной экономики
Аннотация. Обеспечение экономической безопасности является необходимым условием существования любого государства. В последнее время этой тематике уделяется значительное внимание в РФ и в других странах. Однако понимание обеспечения экономической безопасности как системы требует конкретизации и научного обоснования, что обусловлено результативным влиянием рисков и угроз на национальную экономику. Цель исследования заключается в уточнении структурных элементов системы обеспечения экономической безопасности страны. В исследовании использованы общенаучные методы индукции и дедукции, проведен анализ и обобщение полученных ранее результатов. Информационной базой исследования явились нормативные правовые документы, научные публикации, статистическая информация. Представленный анализ подходов к построению системы обеспечения экономической безопасности выявил отсутствие единообразия не только в представлении структуры элементов, но и в понимании назначения системы обеспечения экономической безопасности. Предложено авторское представление структурных элементов системы обеспечения экономической безопасности страны. Определены назначение, принципы, цель, задачи, функции, методы и инструменты, этапы, объекты и субъекты обеспечения экономической безопасности, а также объекты воздействия. Научная новизна состоит в уточнении элементов системы обеспечения, а также их содержания. Сформулирован вывод, что современное обеспечение экономической безопасности частично включает предложенные элементы, однако их применение и функционирование как элементов системы ограничено.
Ключевые слова: экономическая безопасность, система обеспечения экономической безопасности, цель, задачи, принципы, национальная экономика Основные положения: ♦ обосновано использование термина «система экономической безопасности» при видовом представлении системы; термин «система обеспечения экономической безопасности» применяется при решении задач противодействия рискам и угрозам в целях обеспечения безопасности национальной экономики; ♦ назначение системы обеспечения экономической безопасности заключается в обеспечении бескризисной национальной экономики, а также в обеспечении независимости и суверенитета национальной экономики; ♦ принципы обеспечения экономической безопасности подразделяются на требования (комплексности, системности, направленности, законности, учета национальных интересов, законности) и допущения (предупредительности и экономической целесообразности); ♦ участниками системы обеспечения экономической безопасности страны являются субъекты обеспечения (органы государственной власти и местного самоуправления), объекты обеспечения (экономические системы, входящие в границы национальной экономики, подверженные влиянию рисков и угроз и определяющие ее уровень безопасности) и объекты воздействия (юридические или физические лица, являющиеся источниками рисков и угроз экономической безопасности, на которые направлены меры, предпринимаемые субъектами обеспечения экономической безопасности).
Email:feotu@yandex.ru, radyginev@mail.ru
Сведения:Татьяна Юрьевна Феофилова, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия, Евгений Владимирович Радыгин, Северо-Западный филиал Российского университета правосудия, Санкт-Петербург, Россия
71
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОТРАСЛЯМИ, КОМПЛЕКСАМИ
пусто
Самарский государственный экономический университет © 2007-2024