Аннотация. В работе исследуется возможность включения структурных и институциональных факторов в модели экономического роста. Для этого оцениваются наилучшие функции Кобба - Дугласа для экономик России, США и Китая с добавлением данных переменных. Современные модели экономического роста строятся с включением отдельных факторов данной группы, однако целесообразно увеличение их числа, рассмотрение политических факторов и параметров транзакционного сектора. Полученные результаты также могут использоваться для анализа и сравнения моделей социально-экономического развития отдельных стран, совершенствования экономической политики государства.
Ключевые слова: структурные и институциональные факторы, экономический рост, функции Кобба -Дугласа, институциональная среда, экономики России, США, Китая
Основные положения:
♦ структурные и институциональные факторы перспективны для включения в модели экономического роста, особенно на текущем этапе замедления роста мировой и многих национальных экономик;
♦ динамика российской экономики определяется развитием транзакционного сектора, особенно торговли, в ущерб НТП;
♦ транзакционный сектор российской экономики также легко может стать отправной точкой кризиса, особенно высокорискованные и недостаточно регулируемые законодательством интернет-технологии финансов и торговли.
Аннотация. В условиях нарастания внешних шоков нерешенные проблемы импортозамещения последних лет превращаются в значимые препятствия, сдерживающие движение к технологическому суверенитету и стабильному социально-экономическому развитию. Наиболее значимыми препятствиями являются структурные проблемы развития реального сектора российской экономики - технологические, воспроизводственно-отраслевые, институциональные, не нашедшие своего решения на всем протяжении рыночных преобразований. Для преодоления данных препятствий и ограничений предложена переориентация структурной политики государства на достижения успеха в импортозамещении. Цель данного исследования состоит в выявлении препятствий и ограничений импортозамещения в российской экономике в условиях внешних шоков и определении путей их преодоления. Для достижения поставленной цели были использованы методы структурного и сравнительного анализа, графического и табличного отображения его результатов, экономико-статистической интерпретации данных из открытых официальных источников информации. Результаты исследования нацелены на создание структурных условий решения ключевых проблем развития импортозамещения в долгосрочном периоде, с учетом перспективы усиления внешних шоков.
Ключевые слова: импортозамещение, препятствия и ограничения, внешние шоки, экономика, структурная политика, технологический суверенитет
Основные положения:
♦ определены основные препятствия развитию импортозамещения, связанные с отрицательным структурным сдвигом в российской экономике в период рыночных преобразований;
♦ показаны технологические ограничения развития импортозамещения в российской экономике;
♦ выявлены институциональные ловушки импортозамещения, сопряженные с ростом импортозависимости базовых отраслей экономики;
♦ сформулированы направления структурной политики, ориентированной на развитие импортозамещения.
Аннотация. Республика Корея в инновационном плане прошла долгий и сложный путь и может по праву гордиться своими успехами в научной сфере. При этом значимых результатов Южной Корее пришлось добиваться, прикладывая существенные усилия, задействуя административные рычаги в лице соответствующих министерств, ведомств, научных фондов, крупномасштабно инвестируя в НИОКР, уделяя пристальное внимание подготовке своих специалистов, а также используя трансфер технологий и научные кадры из-за рубежа, тем важнее становится изучение ее опыта и вызовов, с которыми страна столкнулась на современном этапе. Автор в статье дает характеристику научно-технический политики Южной Кореи, анализирует роль корпораций в НИОКР, исследует сильные и слабые стороны этой политики. В ходе исследования автором использовались общетеоретические методы: анализ, синтез, индукция и дедукция. Делается вывод о том, что дальнейшее инновационное развитие Республики Корея во многом зависит от того, сможет ли страна в кратчайшие сроки преодолеть трудности, в частности такие, как дефицит высококвалифицированных кадров, проблемы с привлечением иностранных специалистов и подготовкой молодых специалистов.
Ключевые слова: НИОКР, Республика Корея, Самсунг, научно-технологические кластеры, глобальный индекс инноваций, Интернет вещей, облачные вычисления, большие базы данных
Основные положения:
♦ основным преимуществом политики Республики Корея в сфере НИОКР является крупномасштабное финансирование инновационных проектов не только со стороны государства, но и благодаря финансовым вложениям южнокорейского бизнеса;
♦ политика трансфера технологий и заимствования опыта ведущих инновационных стран послужили основой для дальнейшего роста научно-технической сферы в Республике Корея, однако при этом увеличили ее зависимость от держателей лицензий, в частности, наиболее ярко это проявилось в атомной сфере;
♦ непродуманная политика Республики Корея по подготовке, удержанию национальных и параллельно с этим привлечению иностранных специалистов привели к негативным последствиям, которые влияют и будут продолжать оказывать самое отрицательное воздействие на развитие НИОКР в стране.
Аннотация. В настоящее время задача применения автоматизированных информационных систем для оценки экономической эффективности участков недр становится весьма актуальной. Связано это с повышением роли экспертных информационно-аналитических систем в структуре программных продуктов, используемых в процессе анализа результатов геолого-разведочных работ и определения новых приоритетов в исследованиях минерально-сырьевых ресурсов твердых полезных ископаемых и подземных вод для нужд региональной экономики. Снижение количества специалистов-геологов в данной сфере приводит к необходимости проектирования системы геолого-экономической оценки перспективности участков недр, базирующегося на онтологическом подходе. Применение онтологии призвано воспроизвести цепочку принятия решений специалистом-экспертом, но уже в новом представлении, основанном на ассоциативных связях и эмпирических правилах. В данной работе предпринята попытка построить модель геолого-экономической оценки на базе онтологического подхода для последующего проектирования системы поддержки принятия решений с применением методов нечеткой логики. Предметом исследования является применение онтологического подхода и методов нечеткой логики к анализу объекта исследования. Цель данной работы - проектирование системы геолого-экономической оценки перспективности участков недр на основе онтологии предметной области и применения методов нечеткой логики. В результате исследования была разработана система геолого-экономических показателей оценки перспективности участков недр.
Ключевые слова: ранжирование участков недр по перспективности, нечеткая логика, оценка экономической эффективности, интегральная экономическая оценка
Основные положения:
♦ онтологическая модель, содержащая геолого-экономические показатели оценки перспективности участков недр, позволяет установить совокупность факторов, используемых для принятия управленческих решений;
♦ применение в составе онтологической модели качественных факторов оценки требует дополнения модели правилами нечеткого вывода (импликации);
♦ фактическая оценка показателей геолого-экономической оценки в составе модели позволяет ранжировать объекты минерально-сырьевой базы и прогнозные ресурсы по степени их перспективности.
Валерий Сергеевич Дадыкин, Ольга Викторовна Дадыкина, Наталья Викторовна Одиноченкова - Брянский государственный технический университет, Брянск, Россия; Софья Сергеевна Стуканова - Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники», Москва, Россия
Аннотация. Одной из стратегических задач для Российской Федерации является обеспечение пространственного развития. Решение этой задачи зависит от эффективной реализации существующего потенциала, решения проблем и устранения барьеров развития не только крупных и крупнейших городских агломераций, городов, но и неурбанизированных территорий. Цель статьи - исследование тенденций и составление прогноза демографического развития неурбанизированных (сельских) территорий Европейского Севера России (ЕСР). Объект исследования - неурбанизированные (сельские) территории ЕСР. В работе использованы методы анализа и синтеза, сравнения, экономико-статистического анализа, прогнозирования численности населения методом передвижки по возрастам. В ходе исследования выявлено, что для сельских территорий Европейского Севера в постсоветский период (1990-2021 гг.) были характерны тенденции депопуляции и миграционного оттока населения (прежде всего трудоспособного возраста). Установлено, что на период 2022-2041 гг. ожидается сохранение тенденции депопуляции сельского населения: снижение численности прогнозируется в пределах 16,3-44,6% в зависимости от субъекта ЕСР. Определено, что негативные тенденции демографического развития сельских территорий, особенно геостратегических северных регионов, являются угрозой сбалансированному пространственному и устойчивому социально-экономическому развитию России и ее Севера. Предложены меры снижения остроты проблем депопуляции и миграционного оттока.
Ключевые слова: экономическое пространство, регион, Европейский Север России, неурбанизированные (сельские) территории, численность населения, прогноз, депопуляция, миграционный отток
Основные положения:
♦ неурбанизированные (сельские) территории обеспечивают сбалансированность развития экономического пространства, его освоенность, связность;
♦ для неурбанизированных (сельских) территорий Европейского Севера России в 1990-2021 гг. были характерны тенденции депопуляции, на период 2022-2041 гг. прогнозируется их сохранение;
♦ негативные тенденции развития неурбанизированных (сельских) территорий, особенно геостратегических северных регионов, являются угрозой удержанию экономического пространства России.
Аннотация. В исследовании представлен анализ миграционной привлекательности сельской территории для населения Самарской области. Предложен механизм развития сельских агломераций: разработаны рекомендации по управлению сельскими агломерациями, а также определен перечень мероприятий, позволяющим развивать сельские агломерации.
Ключевые слова: сельские агломерации, агломерация, сельская территория, социально-экономическое развитие, регион
Основные положения:
♦ выявлены тенденции и особенности миграционного движения населения Самарской области;
♦ определены преимущества развития сельских агломераций, основываясь на которых возможно регулировать политику муниципального управления по привлечению населения на территории сельских агломераций;
♦ предложены рекомендации по развитию сельских агломераций, включающие создание и принятие нормативно-правового акта, а также реализацию плана мероприятий, способствующих развитию сельских территорий.
Аннотация. Целью данной статьи является содержательный анализ современных особенностей и тенденций мирового и отечественного рынков труда в условиях тотальной цифровизации; внутриорганизационные изменений, являющихся реакцией менеджмента компаний на процессы цифровизации. Процессы активного развития и масштабного внедрения цифровых технологий сегодня являются глобальным трендом практически для всех стран мира. При этом, согласно экспертному мнению, серьезное технологическое и экономическое развитие, базирующееся на процессах цифровизации, не может не оказать существенного влияния на структурные изменения, происходящие как на мировом и национальных рынках труда, так и в отдельно взятых компаниях. Так, по мнению авторов, широкое применение цифровых технологий создает условия перехода менеджмента компаний от модели реактивного к модели проактив-ного управления при выполнении своих управленческих функций. Не менее важной представляется и другая тенденция, отмечаемая значительным числом управленческого персонала современных компаний в процессах оценивания качества своего труда, - отсутствие или серьезное снижение уровня его творчества, что существенно влияет на содержательность и привлекательность трудового процесса. Поэтому в компаниях, где уровень цифровизации бизнес-процессов достаточно высок, многие работники ощущают снижение удовлетворенности от своей профессиональной деятельности. Авторы делают вывод, что устранение негативных последствий цифровизации возможно в том случае, когда руководство компании готово и способно спланировать и успешно реализовать комплекс действенных мер.
Ключевые слова: IT-специалист, модель управления, профессия, работник, рынок труда, содержание труда, тенденция, трудоустройство, цифровые технологии
Основные положения:
♦ представлены результаты анализа современных особенностей и ключевых перспектив профессиональных мирового и отечественного рынков труда в условиях тотальной цифровизации;
♦ необходимость применения к содержанию труда, в условиях масштабного внедрения цифровых технологий, жесткой регламентации на основе принципов и протоколов автоматизации все чаще становится не только причиной негативной тенденции снижения мотивации у персонала, но и провоцирует развитие процессов как психологического, так и социального отчуждения сотрудников компании;
♦ учитывая современные тренды развития процессов цифровизации, топ-менеджменту компаний важно быть не только готовым, но и способным спланировать и успешно реализовать комплекс действенных мер, направленных на скорейшее устранение негативных последствий цифровизации (снижение творческого начала, содержательности и привлекательности управленческого труда, а также уровня удовлетворенности управленческого персонала результатами своей профессиональной деятельности и др.).
Аннотация. В условиях экономической нестабильности и введения внешних санкций проблемы сбалансированности федерального бюджета приобретают особую актуальность. Целью исследования является поиск возможных путей использования рыночных инструментов, которые можно реализовать преимущественно на внутреннем рынке, для привлечения финансово-кредитных ресурсов и покрытия дефицита бюджета, это позволит минимизировать расходование средств Фонда национального благосостояния и одновременно задействовать ресурсы предпринимательского сектора. Предлагается выпускать долгосрочные обязательства федерального займа, принимаемые, по мере наступления сроков погашения, в зачет налоговых и иных обязательных платежей. Обосновываются преимущества данного рыночного инструмента по сравнению с денежной эмиссией.
Ключевые слова: федеральный бюджет, дефицит бюджета, доходы бюджета, налоги, налоговое администрирование, расходы бюджета, внутренний и внешний государственный долг, облигации федерального займа, финансовый контроль
Основные положения:
♦ изучены структура и динамика доходов федерального бюджета, показано уменьшение бюджетной зависимости от нефтегазовых доходов;
♦ выявлены основные проблемы наполняемости федерального бюджета в 2023 г.;
♦ предложено и обосновано использование долгосрочных финансовых инструментов на внутреннем рынке для сбалансированности бюджета.