Аннотация. В статье на основе критического анализа подходов различных исследователей определена эволюция сущности понятия «эффективность», рассмотрены аспекты данной категории применительно к сфере высшего образования. Отмечено, что проблема анализа эффективности деятельности субъектов хозяйствования в экономической литературе освещена достаточно хорошо. Большое число исследователей рассматривает разные аспекты формирования эффективности организаций в различных отраслях и сферах деятельности применительно к разнообразным условиям. В то же время вопросы эффективности образовательных организаций высшего образования сохраняют определенную дискуссион-ность. Функционирование и развитие университетов, обеспечение их конкурентоспособности невозможны без формирования их эффективности, в том числе в современных условиях под влиянием всеобщей цифровизации всех сфер деятельности. Новая технологическая парадигма высшего образования генерирует новые условия формирования их эффективности, новые факторы, инструменты и критерии, что определяет интерес к предмету исследования. Результатом проведенного анализа является структуризация научно-методических подходов к понятию «эффективность», что в дальнейшем позволило дать авторское определение эффективности университета.
Ключевые слова: эффективность, научно-методические подходы, эффективность университета, цифровая трансформация высшего образования.
Основные положения:
♦ содержание понятия «эффективность» формировалось от общего к частному;
♦ в современных условиях актуально выделять понятие «эффективность» для конкретной сферы деятельности исходя из ее специфики;
♦ основополагающими научно-методическими подходами, формирующими сущность понятия «эффективность», являются результативный и комплексный.
Роман Геннадьевич Шорохов, Андрей Владимирович Волошин, Юлия Юрьевна Суслова, Ольга Сергеевна Веремеенко - Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия
Аннотация. В условиях Индустрии 5.0 промышленную интеграцию, затрагивающую интересы всех стейкхолдеров на территории присутствия промышленных предприятий, необходимо исследовать и оценивать с позиции триединства экономической (технологической), экологической и социальной эффективности. Эффективным инструментом реализации политики технологического суверенитета и устойчивого развития промышленного сектора являются эколого-технологические проекты, соответствующие принципам наилучших доступных технологий. В статье предложены факторы, которые следует учитывать при отборе эколого-технологических проектов, а также основные направления их оценки, обеспечивающих достижение экономических, экологических и социальных целей развития и вносящих вклад в технологический суверенитет отечественной экономики. Авторами проанализирован ряд кейсов, описывающих проекты, реализуемые промышленными кластерами и симбиозами, функционирующими в различных регионах РФ, с позиции их соответствия вышеназванным факторам. Выявлены проблемы и перспективные направления эколого-технологической трансформации отечественной промышленности в современных реалиях.
Ключевые слова: устойчивое развитие территории, промышленная интеграция, промышленный симбиоз, эколого-технологические проекты, Индустрия 5.0.
Основные положения:
♦ в условиях развития Индустрии 5.0 кросс-отраслевые эколого-технологические проекты, соответствующие принципам наилучших доступных технологий, следует рассматривать в качестве инструмента региональной промышленной политики, направленной на достижение технологического суверенитета. Эти проекты могут наиболее эффективно реализовываться через интеграционные объединения промышленных акторов (промышленные кластеры, симбиозы и др.);
♦ сбалансированный подход коценке кросс-отраслевых эколого-технологических проектов, учитывающий экономические, социальные и эколого-технологические эффекты, будет способствовать более прозрачному принятию решений и поможет усилить роль промышленных предприятий и их интеграции на пути к устойчивому развитию регионов;
♦ требуется холистический подход к управлению отечественным промышленным производством, увязывающий цели, стратегии, инструменты развития на уровне отдельных промышленных предприятий, их интеграции (кластеров, симбиозов и др.) и регионов, объединяющий усилия всех заинтересованных сторон и обеспечивающий синергетический эффект и устойчивое развитие экономики.
Лейла Айваровна Гамидуллаева - Пензенский государственный университет, Пенза, Россия; Татьяна Олеговна Толстых, Надежда Васильевна Шмелева - Национальный исследовательский технологический университет «МИСИС», Москва, Россия
Аннотация. Ресурсные центры, предоставляющие социально ориентированным некоммерческим организациям разнообразные услуги, в настоящее время становятся драйвером развития третьего сектора на той или иной территории. Однако залогом системной и устойчивой работы ресурсных центров нередко остается государственная поддержка. Целью исследования является подготовка предложений по совершенствованию мер государственной поддержки деятельности ресурсных центров для социально ориентированных НКО на основе изучения опыта российских регионов. Исследование базируется на данных Минэкономразвития России, информации органов власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа, о мерах государственной поддержки, предоставляемой ресурсным центрам. Основными методами исследования стали анализ статистики и действующего законодательства в части полномочий органов власти по предоставлению мер поддержки ресурсным центрам. Показано, что в регионах Уральского федерального округа накоплен различный опыт предоставления мер государственной поддержки ресурсным центрам. Результатом исследования можно считать авторские предложения по совершенствованию мер государственной поддержки работы ресурсных центров, которые включают в себя введение сертификации ресурсных центров, возможность предоставления финансовой поддержки на долговременной основе, обязательную оценку эффективности мер поддержки, оказываемой органами власти. Статья может быть полезна для представителей некоммерческого сектора, органов власти, в чьи полномочия входит взаимодействие с НКО.
Ключевые слова: ресурсные центры, некоммерческие организации, НКО, социально ориентированные некоммерческие организации, СОН КО, государственная поддержка, некоммерческий сектор, регион.
Основные положения:
♦ предложено рассматривать ресурсные центры одновременно в трех ипостасях, а именно какэле-мент инфраструктуры поддержки некоммерческого сектора, как объект государственной политики и как субъект социально-экономических отношений на той или иной территории;
♦ уточнено понятие «государственная поддержка деятельности ресурсных центров для СОНКО»;
♦ выявлены достоинства и недостатки существующих в регионах Уральского федерального округа практик создания, работы ресурсных центров и оказания им поддержки со стороны региональных органов власти.
Аннотация. Как известно, любая концепция содержит будущее время, кроме того, стратегии, программы и проекты развития северных территорий требуют полноценного вовлечения в их реализацию всех субъектов экономики. В реализации стратегий развития Арктической зоны Российской Федерации камнем преткновения становился не только вопрос распределения ресурсов между субъектами экономики, но и проблема специализации выполняемых ими функций и различия в преследуемых интересах, что не позволяло в итоге достичь намеченных целей. Цель настоящего исследования - добиться желаемого социально-экономического результата при помощи инструментов Форсайта на примере АЗРФ. Методы исследования представлены в рамках социально-экономического Форсайта. Используются методы изучения слабых сигналов зарождающихся тенденций, возможных джокеров. Предполагается, что формирующаяся новая модель взаимоотношений таких субъектов экономики, как государство, бизнес и семья, нацеленная на объединение усилий, работу в группе, позволит преодолеть вышеуказанный барьер.
Ключевые слова: форсайт, зарождающиеся тенденции, джокер, горизонт предвидения, субъекты экономики, слабые сигналы, Арктическая зона Российской Федерации, АЗРФ, социально-экономическое развитие.
Основные положения:
♦ в экономике горизонты будущего считаются неквантифицируемой величиной, но инструменты Форсайта позволяют придать планам социально-экономического развития экономический смысл и разумное объяснение;
♦ практическая целесообразность видится в том, что зарождающиеся тенденции могут служить объектом целенаправленного воздействия заинтересованных сторон;
♦ сценарий социально-экономического развития АЗРФ становится сформированной реальностью во многом под влиянием воли, желаний и действий субъектов экономики в группе.
Аннотация. В статье рассматривается парадигма сбалансированного развития предприятия, анализируются различные концептуальные подходы, выявляются взаимосвязь и различие категорий «устойчивое развитие» и «сбалансированное развитие». Определяются этапы формирования и ключевые цели системы сбалансированных показателей, раскрываются особенности ее применения в современных условиях развития отечественной экономики.
Ключевые слова: промышленные предприятия Российской Федерации, сбалансированное развитие, устойчивое развитие, система сбалансированных показателей, ССП, показатели ССП, этапы формирования системы сбалансированных показателей, особенности реализации ССП, проблемы внедрения ССП.
Основные положения:
♦ выявлены различия понятий «сбалансированное развитие» и «устойчивое развитие»;
♦ разработан алгоритм, определяющий этапы формирования системы сбалансированных показателей;
♦ проанализированы ключевые составляющие системы сбалансированных показателей;
♦ определены проблемы внедрения системы сбалансированных показателей в условиях отечественной экономики.
Аннотация. Системное активное развитие третьего сектора ставит вопрос о повышении уровня общественного доверия со стороны стейкхолдеров к деятельности некоммерческих организаций. Добросовестная некоммерческая организация должна обеспечить себе положительную деловую репутацию, достижение уставных целей, долгосрочную непрерывную деятельность. Одним из инструментов обеспечения благоприятных условий эффективной и продолжительной работы является система внутреннего контроля деятельности организации, осуществляющая мониторинг выполнения финансового плана, обеспечивающая надежность, обоснованность управленческих решений и гарантирующая выполнение обязательств. В статье описаны актуальные проблемы функционирования системы внутреннего контроля в организациях некоммерческого сектора, сформированы предложения по их решению.
Ключевые слова: некоммерческая организация, внутренний контроль, риски, информация, контрольная среда, достоверность
Основные положения:
♦ исследовано содержание внутреннего контура некоммерческой организации, включающего в себя корпоративную культуру, нормативно-правовую, информационную, финансовую и контрольную среду;
♦ проанализированы актуальные проблемы функционирования системы внутреннего контроля в некоммерческих организациях;
♦ эффективность системы внутреннего контроля достигается вследствие совершенствования процессов, структурирования и уточнения миссии НКО, расширения и масштабирования источников финансирования, уточнения целевых групп благополучателей, ведения прозрачной хозяйственной деятельности, формирования доверия со стороны работников, добровольцев и стейкхолдеров.
Аннотация. Цифровизация банковской сферы в мире достигла таких масштабов, что уже уместно говорить о трансформации отраслевой экономики в экономику экосистем. Цифровые технологии настолько стремительно входят в нашу повседневную жизнь, охватывая такие сферы, как быт, средства коммуникации, образование, здравоохранение и многое другое, что игнорирование их лишит любое предприятие конкурентоспособности на рынке и закономерно приведет к падению доходов, а то и банкротству. Банковские учреждения разительно меняют свой финансовый облик, изменяются процессы функционирования банка, формирования банковского продукта и услуг, способы взаимодействия с клиентами, и это требует тщательного изучения. При этом такое понятие, как финансовая надежность коммерческих банков, не только не утрачивает свое значение, но и обретает новый смысл для оценки деятельности банка как высокотехнологичного финансового центра формирования экосистемы. Кроме того, в современных условиях выбор стратегии банка необходимо осуществлять не только в зависимости от долгосрочных целей банка, но и с учетом влияния на его работу IT-технологий, а также уровня их развития в мире. В статье рассмотрено влияние цифровизации на финансовую устойчивость коммерческого банка и формирование общей стратегии его развития в контексте построения цифровой экосистемы. В процессе исследования был проведен квалитативный анализ путей формирования экосистемы и ее структуры. Для этого были изучены распоряжения правительства РФ, подзаконные акты, отчеты некоторых коммерческих банков, находящиеся в открытом доступе. Осуществлен сравнительный анализ маркетинговой стратегии банков.
Ключевые слова: экосистема, банковская сфера, цифровизация, корпоративная надежность, цифровая платформа, технологии, банковские услуги.
Основные положения:
♦ в результате проведенного исследования сделаны выводы о влиянии цифровизации на финансовую надежность коммерческого банка и общую стратегию развития в контексте построения цифровой экосистемы;
♦ дано определение экосистемы как иерархической корпоративной структуры;
♦ рассмотрена проблема повышения финансовой надежности банка как звена экосистемы;
♦ предложена матрица по выбору корпоративной стратегии активной банковской деятельности для ее повышения, которую могут использовать как банки, входящие в состав экосистем, так и банки, остающиеся работать офлайн на местном уровне.
Аннотация. В данной статье проводится исследование основных современных тенденций бюджетной политики Российской Федерации. Актуальность подобного научного изыскания обусловлена тем, что анализ проводимой государством бюджетной политики позволяет выявить основные проблемы в формировании и использовании бюджетных средств и определить возможные пути по оптимизации процесса управления общегосударственными ресурсами. Особую значимость это приобретает в условиях роста бюджетных расходов и государственного долга. Целью настоящей статьи является определение основных направлений и особенностей реализации бюджетной политики России в текущих социально-экономических условиях. Проведенное исследование показало, что реализуемая в настоящее время в России бюджетная политика использует контрциклические меры, ее ключевым направлением является обеспечение эффективности бюджетного планирования и расходования государственных финансовых ресурсов. Последнее достигается благодаря реформированию такого инструмента, как государственные программы. Также был проведен анализ основных параметров федерального бюджета - доходов, расходов, дефицита, изучена доля программных расходов в общем объеме расходования средств общегосударственного бюджета. Выявленные входе исследования проблемы бюджетной политики Российской Федерации позволили обозначить основные пути и инструменты их преодоления.
Ключевые слова: бюджет, бюджетная политика, экономические санкции, бюджетные расходы, бюджетные доходы, дефицит, национальный приоритет, государственная программа, проектное управление.
Основные положения:
♦ обозначены основные цели и направления бюджетной политики России;
♦ исследовано содержание основных реформ в области управления государственными программами;
♦ проведен анализ ключевых показателей федерального бюджета Российской Федерации;
♦ рассмотрены основные инструменты и меры, которые могут быть использованы государством для обеспечения эффективности бюджетной политики в современных социально-экономических условиях.