Аннотация. В новой концептуализации экономической войны рассматривается неоднозначность данного понятия и обосновывается необходимость его более четкого определения. Подчеркивается различие между экономической конкуренцией и реальной экономической войной, отмечается важность их разграничения. Концепция экономической войны ассоциируется с острой экономической конкуренцией, когда для улучшения относительного экономического положения страны применяются агрессивные стратегии, такие как политика «нищего соседа». В статье утверждается, что это не является настоящей «войной», поскольку намерение состоит не в уничтожении других, а в экономическом конфликте ради улучшения положения. Кроме того, в работе рассматриваются историческое происхождение термина «экономическая война», его восхождение к идеям меркантилизма и последующее развитие в современной экономической науке. Ставится вопрос об уместности использования термина «экономическая война» для описания интенсивного коммерческого противостояния между конкурирующими экономиками, предполагая, что он может не совсем точно отражать природу экономической конкуренции. В целом цель статьи -сформировать более четкое и тонкое понимание концепции экономической войны, чтобы избежать путаницы и неверного толкования.
Ключевые слова: экономическая война, экономическое оружие, конкуренция, конфликты, международная политэкономия, неомеркантилизм.
Основные положения:
♦ осуществлен анализ экономических школ и направлений, развивающих концепцию экономической войны и/или использующих в своих теориях термин «экономическая война»;
♦ определено, что в научной экономической литературе в понятие «экономическая война» авторы вкладывают разное содержание, показано их концептуальное различие;
♦ обоснована важность дальнейшей разработки теоретических основ функционирования экономик в условиях уязвимости и зависимости от внешних стратегий, предпринимаемых другими странами;
♦ дано авторское понимание экономической войны, связанное с логикой разрушения и насилия.
Аннотация. Продолжительная пандемия, пошедшая на спад в начале 2022 г., и обострившаяся в то же время геополитическая ситуация, повлекшая беспрецедентные до тех пор санкции, оказали значительное влияние на все сферы жизни россиян, в первую очередь на финансовую. Вынужденные ограничения в связи с пандемией обусловили рост активности дистанционного пользования цифровыми финансовыми сервисами. Снижение эпидемиологической опасности и постепенная нормализация ситуации были прерваны ограничениями операций на финансовом рынке, что не привело, однако, к существенному оттоку дистанционных пользователей цифровых платформ в офлайн-формат. Удобство и безопасность цифрового финтеха как системы инструментов для транзакций и управления финансовыми ресурсами стали очевидными даже скептически настроенным поначалу пользователям. Это означает, что вслед за расширением спектра цифровых финансовых активов, продуктов и услуг можно уверенно прогнозировать риски нерационального поведения населения. Еще одним следствием данного процесса будет нарастающий интерес мошенников, которые традиционно хорошо ориентируются в актуальной повестке и изобретают действенные схемы обмана.
Информационную базу исследования составили полевые опросы, проводимые авторами в составе исследовательской группы по гранту Министерства финансов Свердловской области по оценке уровня финансовой грамотности населения, и результаты исследований авторов по открытым данным 2019-2023 гг.
Ключевые слова: финансовые сервисы и технологии, финтех, финансовое поведение населения, потребительское поведение населения, финансовая грамотность.
Основные положения:
♦ основная задача настоящего исследования состоит в выявлении поведенческих изменений, которые связаны с активностью (пусть даже вынужденной) пользования цифровыми финансовыми сервисами. Вопрос в том, какие поведенческие изменения может спровоцировать эта активность и на какие финансовые решения влияют поведенческие изменения;
♦ в результате анализа массива информации, характеризующей выборку респондентов, авторам удалось обосновать поведенческие профили, на основе которых потенциально возможно прогнозирование поведения людей, их подверженности рискам при пользовании цифровыми финансовыми сервисами, что может быть особенно востребовано в периоды пиков экономической нестабильности - потребительских шоков, всплесков цен.
Елена Александровна Разумовская, Денис Юрьевич Разумовский - Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия
Аннотация. Неравенство доходов населения - объективно существующее явление в современной рыночной экономике. Однако государство, обладая механизмом регулирования социально-экономических процессов, призвано сглаживать неравномерность распределения благ среди различных групп населения. В статье входе анализа выделяются основные причины возрастания неравенства доходов, раскрывается его влияние на экономику и социальную сферу страны, приводятся возможные пути решения данной проблемы. Отмечается корреляция рассматриваемой проблемы с неравенством возможностей для населения страны, различием в заработках по разным регионам и социальным группам, учитывается влияние бюджетной политики и системы налогообложения на распределение денежных средств. Предложен ряд рекомендаций и мер, направленных на снижение неравенства доходов и повышение социальной справедливости в России, включая улучшение социального обеспечения, расширение доступа к образованию и здравоохранению, развитие инфраструктуры, поддержку предпринимательства и создание равных возможностей для всех граждан.
Ключевые слова: неравенство доходов, социальная справедливость, коэффициент Джини, кривая Лоренца, распределение благ.
Основные положения:
♦ неравномерность доходов населения неминуема в рыночной экономике стран;
♦ степень диверсификации уровня доходов населения зависит от принимаемых государством мер смягчения;
♦ меры по смягчению расслоения общества по признаку доходов должны быть построены без ущерба для общественной жизни.
Оксана Руслановна Тегетаева, Аида Роландовна Джусоева - Владикавказский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Владикавказ, Россия
Аннотация. Актуальность темы исследования обусловлена постоянно растущим значением мер по преодолению вызовов и стратегических угроз экономической безопасности регионов. Проблема исследования заключается в необходимости обоснования подходов к обеспечению экономической безопасности региона на стратегическом отрезке его развития. Работа направлена на обоснование необходимости выделения стратегического уровня в деятельности по обеспечению экономической безопасности региона. Уточнено понятие стратегического уровня обеспечения экономической безопасности региона, даны рекомендации по организации управления обеспечением экономической безопасности региона на стратегическом уровне принятия решений. Разграничены уровни принятия решений в сфере обеспечения экономической безопасности региона: стратегический - на уровне главы субъекта РФ и высшего законодательного (представительного) органа государственной власти региона; тактический - на уровне регионального правительства и специализированных органов исполнительной власти финансово-экономического блока. В основу деятельности по обоснованию стратегических направлений обеспечения экономической безопасности региона рекомендуется положить анализ возможностей и угроз региона, проводимый на этапе стратегического планирования социально-экономического развития субъекта РФ. Предлагается деятельность по разработке, принятию и реализации стратегии экономической безопасности региона институировать до уровня обязательной в каждом субъекте РФ и обеспечить эту деятельность соответствующими административно-управленческими ресурсами в рамках структурных подразделений органов государственной власти регионов, ответственных за социально-экономическое развитие.
Ключевые слова: экономическая безопасность, регион, стратегия, угрозы, вызовы экономической безопасности, риски, социально-экономическое развитие, государственное управление, управление социально-экономическим развитием региона.
Основные положения:
♦ сложилась ситуация недооценки значимости разработки стратегий экономической безопасности на региональном уровне;
♦ обеспечение экономической безопасности региона должно быть разделено на стратегический и тактический уровни;
♦ стратегия экономической безопасности региона должна быть обязательным элементом системы стратегического планирования региона;
♦ необходима разработка новых аналитических инструментов стратегического анализа экономической безопасности региона.
Аннотация. Управление инновационным потенциалом территорий играет важную роль в развитии экономики и социальной сферы. Суть управления инновационным потенциалом территорий заключается в создании благоприятной среды для развития инноваций, стимулировании инновационной деятельности и достижении устойчивого экономического и социального роста на определенной территории. В статье использованы общетеоретические методы исследования, такие как анализ и синтез, сравнительный анализ, моделирование и теоретическое обобщение для изучения явления с различных точек зрения и выявления основных закономерностей и тенденций. Сделаны выводы о том, что управление инновационным потенциалом играет важную роль в развитии территорий, так как способствует экономическому росту, повышению конкурентоспособности, улучшению качества жизни и привлечению инвестиций.
Ключевые слова: инновационный потенциал, инновации, развитие территорий, управление инновационным потенциалом.
Основные положения:
♦ управление инновационным потенциалом позволяет лучше адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды, создавать преимущества для территорий и обеспечивать их устойчивое развитие в долгосрочной перспективе;
♦ управление инновационным потенциалом играет ключевую роль в современной практике развития территорий и является одним из главных механизмов достижения устойчивого роста и повышения качества жизни населения;
♦ необходимо оценивать финансовые затраты, риски, возможные трудности внедрения инноваций и их влияние на окружающую среду.
Аннотация. В деятельности практически любой непубличной компании возникает необходимость привлечения заемного капитала как для пополнения оборотных средств, так и для реализации инвестиционных проектов. Внешние кредиторы, решая вопрос о предоставлении финансирования, стремятся к минимизации собственных имущественных рисков, вероятность проявления которых в значительной степени зависит от регламентации осуществления корпоративных прав участников компании-заемщика. Учитывая данное обстоятельство, участники, желающие привлечь заемные средства для собственной компании, должны регламентировать порядок осуществления своих корпоративных прав в интересах кредиторов посредством заключения корпоративного договора. Решение проблемы увеличения доли заемных средств в структуре капитала непубличной компании требует разработки методического подхода, который позволил бы определять, какое количество корпоративных прав участников и каким образом должно быть подвергнуто регламентации для получения желаемого финансирования. Целью настоящего исследования является разработка методического подхода к управлению структурой капитала непубличной компании на основе применения механизмов корпоративного управления. Использованы методы комплексного, системного и корреляционно-регрессионного анализа. Отмечено, что между величиной коэффициента финансового рычага, количеством регламентированных корпоративных прав и коэффициентом участия в регламентации существует сильная положительная связь. Построенная эконометриче-ская модель помогает принимать управленческие решения, необходимые для оптимизации структуры капитала непубличной компании.
Ключевые слова: непубличная корпорация, корпоративные права, корпоративный договор, риски корпоративного управления, коэффициент финансового рычага, коэффициент участия в регламентации корпоративных прав.
Основные положения:
♦ на основе проведенного корреляционного анализа статистических данных установлена сильная положительная зависимость значения коэффициента финансового рычага от двух факторов - количества регламентированных корпоративных прав и коэффициента участия в регламентации;
♦ построенная эконометрическая модель позволяет прогнозировать величину коэффициента финансового рычага в зависимости от количества регламентированных корпоративных прав и значения коэффициента участия в регламентации;
♦ предложенный методический подход позволяет решить проблему увеличения доли заемных средств в структуре капитала непубличной компании с использованием построенной эконометрической модели.
Аннотация. Актуальность темы исследования обусловлена значением и ролью регионов в экономике страны в нынешних условиях, характеризующихся непредвиденными санкциями со стороны Запада в отношении российской экономики. Цель исследования - изучение налогового потенциала регионов, его роли в формировании региональных бюджетов и бюджетов бюджетной системы РФ. В статье применены методы анализа и синтеза, группировки, обобщения, сравнения, табличный и ряд других, в качестве информационного источника использованы данные Росстата, Минфина, ФНС России. Исследованием установлено усиление централизованного характера распределения налоговых доходов, что не создает условия для наращивания налоговой базы, повышения предпринимательской активности и развития территорий. В настоящее время для регионов важнейшей задачей становится обеспечение достойного уровня и качества жизни населения, чего нельзя добиться без определенной материально-технической базы, формируемой за счет собственных источников, а не за счет изжившей себя системы безвозмездных поступлений из федерального центра, которая лишь покрывает дефицит бюджетов, но не способствует успешному развитию регионов. Важнейшей проблемой региональных бюджетов остается неравномерность размещения налогового потенциала, что подтверждается проведенным в статье анализом формирования бюджетов регионов в разрезе федеральных округов. Назрела необходимость выработки на государственном уровне единой методики определения налогового потенциала региона.
Ключевые слова: налоговый потенциал, налоговые доходы, бюджет, консолидированный бюджет субъектов, федеральные округа, безвозмездные поступления, косвенные налоги, плата за природные ресурсы.
Основные положения:
♦ валовый региональный продукт (ВРП) - валовая добавленная стоимость, созданная резидентами региона; налоговый потенциал региона включает не всю сумму созданных налоговых доходов, относящихся к созданному ВРП, а лишь сумму налогов, зачисляемых в бюджет региона, чем искажается сущность показателя;
♦ величина налогового потенциала не соответствует расходным обязательствам регионов;
♦ налоговые доходы, создаваемые в регионе, не включаются в состав налогового потенциала региона, а через безвозмездные поступления возвращаются в бюджет региона;
♦ в условиях усиления сырьевой направленности бюджетной системы, преобладания косвенных налогов наблюдается высокая степень централизации налоговых доходов в федеральном бюджете;
♦ налоговый потенциал регионов не способствует повышению доходов бюджетной системы, доля налогов в ВВП не увеличивается;
♦ налоговый потенциал муниципальных образований, являющихся неотъемлемой частью регионов, не включает налоги, исчисляемые с выручки (НДС, налог на прибыль), что не стимулирует рост производства.
Аннотация. Актуальность темы исследования обусловлена новизной проблемы, а также исключительной важностью вопросов оценки и мониторинга нефинансовых рисков экологической, социальной и управленческой направленности в целях обеспечения устойчивого развития субъектов хозяйствования и повышения финансовой результативности их хозяйственной деятельности. В рамках исследования разработана система количественных и качественных показателей нефинансовых рисков, оценка которых производится по данным корпоративной отчетности коммерческих хозяйствующих субъектов с учетом специфики исследуемого сектора экономики. В качестве объекта исследования выбраны субъекты хозяйствования нефтегазового сектора, являющегося одним из приоритетных для российской экономики. В целях апробации предложенной методики проведена оценка нефинансовых рисков ПАО «ЛУКОЙЛ» по данным корпоративной отчетности за 2020-2022 гг.
Ключевые слова: корпоративная отчетность, нефинансовые риски, экологические риски, социальные риски, управленческие риски, нефтегазовый сектор, нефинансовая отчетность.
Основные положения:
♦ конкретизировано определение корпоративной отчетности;
♦ предложена система показателей оценки экологических, управленческих и социальных рисков предприятий нефтегазового сектора, учитывающая их отраслевую специфику;
♦ осуществлена апробация разработанной в рамках исследования системы показателей на примере ПАО «ЛУКОЙЛ».
Аннотация. В связи с актуальностью повестки устойчивого развития в России компании с целью демонстрации своей приверженности принципам устойчивого развития прибегают к оценке деятельности в виде ESG-рейтинга. Оценка составляется на основании субъективных данных с использованием больших допущений, ошибки в которых сложно, а иногда и невозможно идентифицировать. Ввиду данных обстоятельств возникают высокие риски применения практик гринвошинга для улучшения репутации компаний с целью впоследствии получить материальную выгоду. С учетом устоявшейся практики негативного влияния гринвошинга на деятельность компаний за рубежом приобретает актуальность вопрос о вероятности распространения практик гринвошинга в России и возможности оценить негативное влияние в виде финансовых рисков компаний. Предложена имитационная модель финансового риска при реализации негативного влияния от применения практики гринвошинга и оценен вероятный диапазон влияния на капитализацию компаний. Модель сформирована с использованием данных зарубежных и российских аналитических агентств, моделирование строилось посредством имитационной модели зависимости риска от результата шока и исходной оценки устойчивого развития компании ESG-рейтинга. Сделан вывод о высокой корреляции негативных последствий от применения практики гринвошинга и качества рейтинга ESG. Гринвошинг является катализатором финансового риска и может напрямую влиять на капитализацию компаний, уровень обесценения рыночной стоимости которой будет зависеть от силы «шока» реакции на рынке ценных бумаг.
Ключевые слова: финансовый риск, ESG-рейтинг, гринвошинг, капитализация, текущая рыночная стоимость компаний.
Основные положения:
♦ применение практики гринвошинга может повлечь возникновение финансового риска компании;
♦ риск гринвошинга способен повлиять на капитализацию компании, акции которой обращаются на фондовом рынке;
♦ реализация финансового риска от применения гринвошинга может быть оценена посредством имитационной модели.
Альберт Гургенович Мнацаканян, Наталья Алексеевна Плотникова - Институт экономики и финансов Калининградского государственного технического университета, Калининград, Россия