ТРАНСФОРМАЦИЯ БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ ГЕНЕРИРУЮЩИХ КОМПАНИЙ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ: ПРОСЬЮМЕРИЗМ КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА
Трансформация электроэнергетического рынка России характеризуется изменением роли и сущности обычного потребителя и превращением его в просьюмера, имеющего совершенно новую систему ценностей, среди которых безопасность энергоснабжения, экологичность деятельности, открытая коммуникация. Сопутствующие данному процессу тренды в области цифровизации отрасли формируют определенную устойчивую систему вызовов для генерирующих компаний. Осуществляется переход от традиционной бизнес-модели к модели с элементами продуктово-сервисной системы. При этом различные группы компаний ввиду своих институциональных характеристик по-разному трансформируют собственную бизнес-модель. Цель данного исследования - определение новых элементов бизнес-моделей генерирующих компаний, характерных для продуктово-сервисной системы, а также анализ отклика различных групп компаний на данный тренд. Использованные в ходе работы аналитический и системный подходы позволили решить поставленные задачи. Основные результаты исследования свидетельствуют о начавшемся переходе бизнес-моделей генерирующих компаний к продуктово-сервисной модели, что быстрее осуществляется компаниями с иностранным участием.
Ключевые слова: бизнес-модель, клиентоориентированность, продуктово-сервисная модель, генерирующие компании, просьюмер.
Основные положения:
♦ выделены наиболее важные на российском рынке вызовы для генерирующих компаний, обусловленные появлением проактивных потребителей;
♦ описаны главные характеристики формируемой продуктово-сервисной модели в сегменте генерации;
♦ приведены основные элементы обобщенной бизнес-модели генерирующих компаний, которые характерны для продуктово-сервисной модели;
♦ проанализировано соответствие бизнес-моделей генерирующих компаний из различных групп продуктово-сервисной модели.
Горгишели Мария Васильевна, аналитик Лаборатории исследования отраслевых рынков НИУ "Высшая школа экономики", г. Москва.