Подходы к обоснованию поведенческих профилей россиян на основе оценки уровня финансовой грамотности и пользования цифровым финтехом
Аннотация. Продолжительная пандемия, пошедшая на спад в начале 2022 г., и обострившаяся в то же время геополитическая ситуация, повлекшая беспрецедентные до тех пор санкции, оказали значительное влияние на все сферы жизни россиян, в первую очередь на финансовую. Вынужденные ограничения в связи с пандемией обусловили рост активности дистанционного пользования цифровыми финансовыми сервисами. Снижение эпидемиологической опасности и постепенная нормализация ситуации были прерваны ограничениями операций на финансовом рынке, что не привело, однако, к существенному оттоку дистанционных пользователей цифровых платформ в офлайн-формат. Удобство и безопасность цифрового финтеха как системы инструментов для транзакций и управления финансовыми ресурсами стали очевидными даже скептически настроенным поначалу пользователям. Это означает, что вслед за расширением спектра цифровых финансовых активов, продуктов и услуг можно уверенно прогнозировать риски нерационального поведения населения. Еще одним следствием данного процесса будет нарастающий интерес мошенников, которые традиционно хорошо ориентируются в актуальной повестке и изобретают действенные схемы обмана.
Информационную базу исследования составили полевые опросы, проводимые авторами в составе исследовательской группы по гранту Министерства финансов Свердловской области по оценке уровня финансовой грамотности населения, и результаты исследований авторов по открытым данным 2019-2023 гг.
Ключевые слова: финансовые сервисы и технологии, финтех, финансовое поведение населения, потребительское поведение населения, финансовая грамотность.
Основные положения:
♦ основная задача настоящего исследования состоит в выявлении поведенческих изменений, которые связаны с активностью (пусть даже вынужденной) пользования цифровыми финансовыми сервисами. Вопрос в том, какие поведенческие изменения может спровоцировать эта активность и на какие финансовые решения влияют поведенческие изменения;
♦ в результате анализа массива информации, характеризующей выборку респондентов, авторам удалось обосновать поведенческие профили, на основе которых потенциально возможно прогнозирование поведения людей, их подверженности рискам при пользовании цифровыми финансовыми сервисами, что может быть особенно востребовано в периоды пиков экономической нестабильности - потребительских шоков, всплесков цен.
Елена Александровна Разумовская, Денис Юрьевич Разумовский - Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия