Генезис эффективности в экономической науке
Аннотация. В статье на основе критического анализа подходов различных исследователей определена эволюция сущности понятия «эффективность», рассмотрены аспекты данной категории применительно к сфере высшего образования. Отмечено, что проблема анализа эффективности деятельности субъектов хозяйствования в экономической литературе освещена достаточно хорошо. Большое число исследователей рассматривает разные аспекты формирования эффективности организаций в различных отраслях и сферах деятельности применительно к разнообразным условиям. В то же время вопросы эффективности образовательных организаций высшего образования сохраняют определенную дискуссион-ность. Функционирование и развитие университетов, обеспечение их конкурентоспособности невозможны без формирования их эффективности, в том числе в современных условиях под влиянием всеобщей цифровизации всех сфер деятельности. Новая технологическая парадигма высшего образования генерирует новые условия формирования их эффективности, новые факторы, инструменты и критерии, что определяет интерес к предмету исследования. Результатом проведенного анализа является структуризация научно-методических подходов к понятию «эффективность», что в дальнейшем позволило дать авторское определение эффективности университета.
Ключевые слова: эффективность, научно-методические подходы, эффективность университета, цифровая трансформация высшего образования.
Основные положения:
♦ содержание понятия «эффективность» формировалось от общего к частному;
♦ в современных условиях актуально выделять понятие «эффективность» для конкретной сферы деятельности исходя из ее специфики;
♦ основополагающими научно-методическими подходами, формирующими сущность понятия «эффективность», являются результативный и комплексный.
Роман Геннадьевич Шорохов, Андрей Владимирович Волошин, Юлия Юрьевна Суслова, Ольга Сергеевна Веремеенко - Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия