Участие коммерческих банков в экосистемах и корпоративная стратегия банковской деятельности
Аннотация. Цифровизация банковской сферы в мире достигла таких масштабов, что уже уместно говорить о трансформации отраслевой экономики в экономику экосистем. Цифровые технологии настолько стремительно входят в нашу повседневную жизнь, охватывая такие сферы, как быт, средства коммуникации, образование, здравоохранение и многое другое, что игнорирование их лишит любое предприятие конкурентоспособности на рынке и закономерно приведет к падению доходов, а то и банкротству. Банковские учреждения разительно меняют свой финансовый облик, изменяются процессы функционирования банка, формирования банковского продукта и услуг, способы взаимодействия с клиентами, и это требует тщательного изучения. При этом такое понятие, как финансовая надежность коммерческих банков, не только не утрачивает свое значение, но и обретает новый смысл для оценки деятельности банка как высокотехнологичного финансового центра формирования экосистемы. Кроме того, в современных условиях выбор стратегии банка необходимо осуществлять не только в зависимости от долгосрочных целей банка, но и с учетом влияния на его работу IT-технологий, а также уровня их развития в мире. В статье рассмотрено влияние цифровизации на финансовую устойчивость коммерческого банка и формирование общей стратегии его развития в контексте построения цифровой экосистемы. В процессе исследования был проведен квалитативный анализ путей формирования экосистемы и ее структуры. Для этого были изучены распоряжения правительства РФ, подзаконные акты, отчеты некоторых коммерческих банков, находящиеся в открытом доступе. Осуществлен сравнительный анализ маркетинговой стратегии банков.
Ключевые слова: экосистема, банковская сфера, цифровизация, корпоративная надежность, цифровая платформа, технологии, банковские услуги.
Основные положения:
♦ в результате проведенного исследования сделаны выводы о влиянии цифровизации на финансовую надежность коммерческого банка и общую стратегию развития в контексте построения цифровой экосистемы;
♦ дано определение экосистемы как иерархической корпоративной структуры;
♦ рассмотрена проблема повышения финансовой надежности банка как звена экосистемы;
♦ предложена матрица по выбору корпоративной стратегии активной банковской деятельности для ее повышения, которую могут использовать как банки, входящие в состав экосистем, так и банки, остающиеся работать офлайн на местном уровне.
Елена Александровна Ветрова - Институт экономических исследований, Донецк, Россия