Теоретическое обоснование роли институтов развития в повышении самодостаточности экономики территории
Аннотация. В условиях региональной дифференциации, усугубляющейся различиями в ресурсном потенциале, развитости рыночной инфраструктуры и т.д., возрастает необходимость рационального аккумулирования и перераспределения ограниченного объема инвестиционных средств для достижения стратегических приоритетов территории, обеспечения требуемого уровня и качества жизни населения, резилиентности и самодостаточности региональной экономики. Уточнено, что одним из условий повышения самодостаточности регионов является формирование благоприятной инвестиционной среды с привлечением средств институтов развития. Цель работы - теоретическое обоснование инструментария выбора институтами развития направлений инвестирования для повышения самодостаточности экономики территории. Предложены подходы участия институтов развития в повышении самодостаточности экономики. Оценка Стратегии пространственного развития Российской Федерации, Единого плана по достижению национальных целей развития до 2030 года и на перспективу до 2036 года, федеральных и региональных стратегий институтов выявила: 1) соответствие их миссии национальным целям и пространственным приоритетам развития; 2) частичное соответствие их параметров целевым показателям перечисленных государственных программ; 3) отсутствие согласованности стратегии их развития с приоритетами развития территорий; 4) финансово-инвестиционная поддержка субъектам оказывается вне зависимости от организационно-правовой формы институтов развития и эффективности выполнения поставленных задач. Охарактеризована система принципов повышения самодостаточности экономики территории с участием институтов развития. Предложена модель повышения самодостаточности экономики с участием институтов развития. Аргументировано, что использование предложенной модели в практике территориального управления будет способствовать рациональному распределению средств в разрезе субъектов, отсутствию дублирования выполняемых федеральными и региональными институтами развития функций, активизации деятельности участников инвестиционного процесса, стабилизации развития экономики территорий за счет повышения результативности процесса координации деятельности между основными участниками и т.д. Результаты, полученные в рамках проведенного исследования, являются первоначальным заделом для разработки инструментария оценки финансовой самодостаточности регионов с участием институтов развития.
Ключевые слова: самодостаточность, резилиентность, федеральные и региональные институты развития, принципы финансовой самодостаточности, стратегические приоритеты территории.
Основные положения:
- условием повышения самодостаточности регионов является формирование благоприятной инвестиционной среды с привлечением средств институтов развития;
- отсутствие законодательно установленных критериев приоритетности проектов институтов, распределения полномочий, согласованности стратегии их развития с приоритетами территорий приводит к еще большему разрыву в уровне социально-экономического развития субъектов;
- выбор институтами развития приоритетных направлений размещения средств с учетом уровня самодостаточности экономики территорий расширяет перечень факторов при принятии решения о реализации проекта;
- повышение инновационной активности хозяйствующих субъектов и самодостаточности экономики территорий возможно в условиях финансовой, организационной и информационной координации институтами развития взаимодействия институциональных секторов экономики.
Алия Усмановна Фархутдинова - Институт социально-экономических исследований Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук, Уфа, Россия