Ценообразование в дизайне: сравнение рыночного и нормативного подходов


Суворова Н.А., Табак Л.В.

Аннотация. Актуальность темы исследования обусловлена, с одной стороны, активным развитием как в мире, так и в России креативных индустрии, а с другой - недостаточной развитостью практических инструментов и механизмов нормативного ценообразования, соответствующих рыночным механизмам. Авторами предложена классификация рыночных методов ценообразования в отечественной сфере дизайна интерьеров, проведено сравнение рыночных и нормативных методик, представлена методика учета региональной специфики ценообразования на рынке услуг отечественного интерьерного дизайна через коэффициенты. Предметом исследования является анализ рыночных и нормативных методик ценообразования в дизайне и сравнение результатов их практического применения. Объект исследования - отечественные методики нормативного и практика рыночного ценообразования в дизайне среды. Цель работы - осуществление анализа результатов применения методик нормативного и рыночного ценообразования. В качестве методологической базы проводимого исследования рыночного и нормативного ценообразования в дизайне выступили такие методы научного исследования, как методы сравнения и классификации, анализ (нормативный и позитивный), синтез, методы индукции и дедукции и др. Ключевые слова: дизайн интерьера, стоимость разработки дизайн-проекта, рыночная стоимость, нормативная стоимость, методы нормативного и рыночного ценообразования, недостатки и достоинства методов ценообразования. Основные положения: - определены особенности практического применения отечественных нормативных методик ценообразования услуг дизайнера: методика, предложенная Союзом дизайнеров России, согласно своей структуре более соответствует конъюнктуре рынка услуг дизайна и учитывает специфику рыночной сегментации услуг, в то время как методика, утвержденная Правительством Москвы, носит более научный, теоретизированный характер, а результаты ее практического применения в меньшей степени соответствуют сложившимся на рынке ценам; обе методики требуют модернизации с целью приближения к реальным условиям рынка; - анализ особенностей существующих рыночных методов ценообразования в отечественном дизайне интерьера позволил осуществить их классификацию (почасовая, сдельная, фиксированная формы, ценообразование, основанное на ценности проекта, гибридная модель); - сопоставительный анализ результатов расчетов стоимости разработки конкретных дизайн-проектов интерьеров с использованием нормативного и рыночного методов позволяет констатировать основные направления совершенствования методов нормативного ценообразования: 1) в качестве базового документа следует определить Рекомендации Союза дизайнеров, так как они максимально соответствуют конъюнктуре рынка; 2) при расчетах обязательно учитывать региональную специфику уровня цен посредством применения регионального коэффициента (региональный индекс цен).

Наталия Алексеевна Суворова, Лариса Владимировна Табак - Сочинский государственный университет, Сочи, Россия


Download file (format pdf)»