Принципы построения механизма оценки потенциала коммерциализации научно-технических разработок университета
Аннотация. В современной отечественной литературе активно обсуждается проблематика коммерциализации инновационных разработок университетов. Преобладающим является подход, состоящий в трансфере применяемых в бизнес-среде механизмов и инструментов, в том числе в части оценки потенциала коммерциализации научно-технических разработок. В то же время университеты обладают рядом существенных отличий от коммерческих организаций, что снижает эффективность применения таких механизмов без их глубокой адаптации к специфическим условиям функционирования высших учебных заведений. Построение механизма оценки потенциала коммерциализации научно-технических разработок университетов целесообразно начать с формулирования принципов, которые позволят таргетировать его применительно к внешней и внутренней среде функционирования учреждений высшей школы. В статье представлена разработанная автором система из семи таких специфических принципов, создающих основу для формирования целевого механизма оценки потенциала коммерциализации инновационных научно-технических разработок университета.
Ключевые слова: принципы, механизм, потенциал коммерциализации, оценка потенциала, научно-техническая разработка, университет.
Основные положения:
- университеты, как активные участники инновационной деятельности, испытывают объективную потребность в коммерциализации имеющихся научно-технических разработок;
- в настоящее время не сформирован готовый к применению в университетах механизм оценки потенциала коммерциализации разработок, что снижает эффективность деятельности в этом направлении;
- созданию механизма оценки потенциала коммерциализации научно-технических разработок должно предшествовать формирование принципов его построения на основе анализа текущих условий и особенностей функционирования университетов.
Никита Юрьевич Зубарев - Самарский национальный исследовательский университет имени академика СП. Королева, Самара, Россия