Содержание международного промышленного сотрудничества
Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам развития форм международного промышленного сотрудничества, под которыми понимаются межгосударственные финансово-экономические коммуникационные процессы, дифференцированные по объектному составу. При этом отмечается, что вид международного промышленного сотрудничества представляет собой конкретный способ организации и осуществления такого рода сотрудничества в зависимости от некоторых внутренних или внешних факторов (временного, инновационного, аналитико-методического и др.).
Ключевые слова: международное промышленное сотрудничество, Россия, Китай, мировая экономика, промышленный франчайзинг
Основные положения:
♦ к формам международного промышленного сотрудничества отнесено международное консультирование по вопросам промышленного развития. Объектами такого рода консультирования могут быть как промышленные системы государств в целом, например при разработке стратегий и программ долгосрочного промышленного развития, так и направления повышения эффективности отдельных промышленных проектов и компаний;
♦ такая форма международного промышленного сотрудничества, как продажа лицензий в зарубежные страны, наиболее часто используется в следующих сферах промышленного производства: масштабирование отраслевых ноу-хау, создание инновационной техники и др. В современной мировой экономике продажей лицензий за рубеж активно занимаются высокотехнологичные компании Apple, ITT, General Electric, Crysler и др.;
♦ в 2000-2020 гг. довольно интенсивно развивается форма международного промышленного сотрудничества, именуемая международный франчайзинг. Преимущественно такого рода франчайзинг затрагивает процессы интернационального масштабирования различных видов платных услуг населению.
Сунь Ляньян, Ван Шэнмин - Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия, Елена Сергеевна Матерова - Самарский государственный экономический университет, Самара, Россия