Новая модель организации студенческого научного общества в условиях парадигмы экономики знаний и цифровой трансформации университетов: концепция и практика применения


Гусева М.С., Репина Е.Г.

Аннотация. Деятельность в сфере науки и инноваций придает молодежи импульс в саморазвитии и самореализации, способствует раннему самоопределению в профессии и повышению конкурентоспособности на рынке труда. Научный потенциал молодежи особенно эффективно раскрывается в студенческих научных обществах (СНО), которые вносят существенный вклад в решение проблемы воспроизводства научного потенциала страны. Несмотря на успехи в популяризации студенческой науки, существуют определенные проблемы в развитии СНО традиционного формата в российских университетах, обусловленные слабыми связями между образованием, наукой и бизнесом, ограниченным доступом обучающихся к научно-исследовательским ресурсам университета и недостаточной мотивацией со стороны профессорско-преподавательского состава университета к научному руководству. Государство, как регулятор образовательной деятельности, видит в СНО механизм распределительной системы подготовки научных кадров, основанной на запланированных научных исследованиях. Данные обстоятельства обусловливают необходимость структурной трансформации традиционной модели СНО и переход к концептуально новым принципам организации работы студенческих научных объединений. Авторами разработана модель СНО 4.0, основанная на институте наставничества и технологии проектного, практико-ориентирован-ного обучения, действующая в условиях парадигмы экономики знаний и цифровой трансформации образовательного процесса. Данный подход к организации СНО позволяет в сравнительно короткие сроки существенно повысить вовлеченность обучающихся в научно-исследовательскую деятельность и научно-организационную работу. В работе представлен анализ деятельности СНО СГЭУ и предложен комплекс мероприятий, направленных на практическую реализацию модели СНО 4.0. В исследовании применены методы обобщения, анализа и синтеза, деконструкции и прикладного статистического анализа, табличного и графического представления результатов. Ключевые слова: высшее образование, студенческое научное общество, наставничество, наука, проектное обучение, компетенции, менторство Основные положения: ♦ ключевые проблемы в развитии СНО традиционного формата в университетах РФ обусловлены слабыми связями между образованием, наукой и бизнесом, ограниченным доступом обучающихся к научно-исследовательским ресурсам университета и недостаточной мотивацией со стороны профессорско-преподавательского состава университета к научному руководству; ♦ модель СНО 4.0, основанная на институте наставничества и технологии проектного, практико-ори-ентированного обучения, действующая в условиях парадигмы экономики знаний и цифровой трансформации образовательного процесса, позволит создать возможность для самореализации и развития талантов в студенческой среде; ♦ модель СНО 4.0 универсальна и обладает потенциалом масштабирования для любых образовательных организаций высшего образования РФ.

Мария Сергеевна Гусева, Евгения Геннадьевна Репина - Самарский государственный экономический университет, Самара, Россия


Download file (format pdf)»