Институты развития как инструмент повышения резильентности сферы образования
Аннотация. В статье исследованы теоретико-методические подходы к категории «институты развития». Указано, что в условиях усиления влияния различных экзогенных и эндогенных шоков ограниченный объем имеющихся средств обусловливает необходимость первоочередного распределения институтами развития средств в общественно значимые проекты, направленные на повышение резильентности социальной сферы, в частности образования, здравоохранения и т.д. Осуществлен анализ данных, характеризующих состояние сферы образования в ПФО. Установлено, что на фоне роста в региональных бюджетах расходов на здравоохранение отмечается соответствующее сокращение расходов на образование. Так, по сравнению с предыдущими годами уменьшение составило 1-4%, в том числе в ПФО - 3,7%. Анализ структуры рынка труда ПФО показал, что доля безработных, имеющих высшее образование (ВО), вдвое, а в некоторых регионах и втрое меньше доли безработных, имеющих среднее профессиональное образование (СПО). Отмечается сокращение с 2017 г. численности преподавателей, мастеров производственного обучения, профессорско-преподавательского состава, осуществляющих подготовку специалистов СПО и ВО, в 1,06, 1,21 и 1,68 раза. Численность студентов, обучающихся по указанным программам в ПФО, с 2017 г. уменьшилась - в 1,004 и 1,79 раза, выпуск - в 1,49 и 1,4 раза, соответственно. Доходы образовательных организаций СПО и ВО варьируются в пределах 92% и 75% при соответствующем росте удельного веса машин и оборудования старше 5 лет. Установлены факторы, влияющие на резильент-ность, точечная поддержка которых обеспечит повышение институтами развития устойчивости сферы образования к негативным проявлениям среды. На примере данных регионов ПФО проведена оценка ре-зильентности СПО и ВО, учитывающей образовательное, кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение анализируемой системы. Сформированы мероприятия, реализация которых институтами развития обеспечит повышение резильентности сферы образования.
Ключевые слова: эндогенные и экзогенные шоки, институты развития, образование, финансово-инвестиционная поддержка, резильентность, устойчивость, социально-экономическое развитие
Основные положения:
♦ ограниченный объем имеющихся средств обусловливает необходимость первоочередного распределения институтами развития средств в общественно значимые проекты, направленные на повышение резильентности социальной сферы, в частности образования;
♦ кадровое, образовательное, материально-техническое и финансовое обеспечение различных образовательных организаций влияют на потенциал резильентности СПО и ВО;
♦ мероприятия, направленные на повышение резильентности институтами развития, подразумевают участие в формировании системы опережающей подготовки кадров под запросы реального сектора экономики сетевых образовательных организаций СПО и ВО посредством их объединения для корректировки образовательных программ под потребности конкретного региона и т.д.
Алия Усмановна Фархутдинова - Уфимский федеральный исследовательский центр Российской академии наук, Уфа, Россия