Оценка резильентности среднего профессионального и высшего образования


Фархутдинова А.У.

Аннотация. В статье исследованы теоретико-методические подходы к категории «резильентность». Установлена необходимость разработки методического инструментария оценки резильентности среднего профессионального и высшего образования в условиях усиления влияния различных экзогенных и эндогенных шоков. На основе корреляционного и регрессионного анализа проведена оценка данных, характеризующих состояние среднего профессионального и высшего образования в РФ, федеральных округах и Республике Башкортостан. Показано, что несовпадение уровня квалификации специалистов среднего профессионального и высшего образования с ожиданиями рынка способствует усилению неравномерности регионального развития. Установлено, что увеличение в РФ доли занятых с высшим и средним профессиональным образованием на 1% ведет к снижению безработицы на 0,55%. В то же время несовпадение структуры выпуска специалистов и их занятости на 15% приводит к росту безработицы в РФ на 1%. Разработан и апробирован на примере данных Республики Башкортостан методический инструментарий оценки резильентности среднего профессионального и высшего образования, учитывающий образовательное, кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение анализируемой системы. Сформированы предложения по повышению резильентности среднего профессионального и высшего образования. Результаты, полученные в рамках проведенного исследования, являются первоначальным заделом для формирования инструментария оценки резильентности региональной системы образования к экономическим шокам. Ключевые слова: резильентность, устойчивость, стабильность, адаптация, экзогенные и эндогенные шоки, среднее профессиональное образование, высшее образование, сопряженность, институты развития Основные положения: ♦ усиление влияния различных экзогенных и эндогенных шоков требуют изучения условий повышения резильентности сферы образования к негативным проявлениям среды; ♦ несовпадение уровня квалификации специалистов среднего профессионального и высшего образования с ожиданиями рынка способствует усилению неравномерности регионального развития; ♦ кадровое, образовательное, материально-техническое и финансовое обеспечение выступает факторами, влияющими на резильентность среднего профессионального и высшего образования.

Алия Усмановна Фархутдинова - Уфимский федеральный исследовательский центр Российской академии наук, Уфа, Россия


Download file (format pdf)»