ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
В статье рассматриваются экономические аспекты функционирования и развития инженерного образования в России. Значение изучения данного вопроса обусловлено активным развитием общества в инновационном направлении, в соответствии с мировыми тенденциями, а также требованиями к выпускникам инженерных специальностей. Инновационное развитие невозможно без модернизации инженерного образования как одной из основных составляющих инновационных процессов. Все это в существенной степени оказывает влияние на экономическое развитие страны и ее позицию на мировом рынке. В данной связи цель настоящего исследования заключается в изучении условий функционирования инженерного образования в России. Анализ исследований в рассматриваемой области показал актуальность всестороннего изучения вопросов развития инженерного образования, что подтверждается географией научных публикаций. В ходе исследования авторами выделены следующие направления развития инженерного образования в России: использование знаний и опыта кадрового состава старой школы для актуализации образовательных программ, расширение зоны интересов инженерного образования в стране, акцент на удержание научных и практических кадров в стране и, как следствие, формирование кадрового резерва, расширение программ обмена обучающимися и использование имеющихся лабораторий и центров для обмена опытом и использования его в практических задачах для повышения качества образовательного процесса.
Ключевые слова: инженерное образование, экономические условия функционирования, экономический эффект, инновационное развитие.
Основные положения:
♦ вопросы функционирования и развития инженерного образования остаются актуальными для мирового сообщества уже длительное время;
♦ основными моментами, оказывающими влияние на функционирование инженерного образования в России, являются государственная политика в области приоритетных направлений развития, финансирование образования, отток молодых высококвалифицированных кадров из страны и ограниченный доступ к зарубежным технологиям;
♦ при этом в России довольно сильный кадровый состав старой школы, имеются собственные лаборатории и научно-исследовательские центры при университетах, а также организован обмен обучающимися на международном уровне.
Мантуленко Валентина Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры прикладного менеджмента; Алешкова Дарья Вячеславовна, специалист по УМР Управления по поддержке публикационной активности. - Самарский государственный экономический университет