ПЕРЕХОД ОТ МЕЧТАЮЩИХ О ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ К ДЕЙСТВУЮЩИМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ: ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИКАХ
Статья посвящена актуальной проблеме сложившихся различий в ранней предпринимательской активности женщин и мужчин. Целью исследования является оценка сложившихся уровней заинтересованности и участия женщин и мужчин в раннем предпринимательстве в современных национальных экономиках. В исследовании были решены задачи определения значений показателей, характеризующих интенции людей по созданию новых собственных бизнесов, их вовлеченность в эту деятельность, а также владение вновь созданными предприятиями. В качестве исходной информации в исследовании использовались результаты опросов, проведенных в 59 странах в процессе реализации проекта Глобального мониторинга предпринимательства. В исследовании рассматривалась оценка 9 показателей, характеризующих раннее предпринимательство женщин и мужчин, а также соответствующие гендерные различия. Были получены функции, демонстрирующие распределение по 59 странам показателей, описывающих удельные веса женщин и мужчин, имеющих интенции создания собственных бизнесов, вовлеченных в эти процессы, а также являющихся начинающими предпринимателями. Кроме того, проведена оценка гендерных различий по 3 стадиям раннего предпринимательства. Полученные результаты показали, что в большинстве стран имеет место гендерный разрыв между показателями ранней предпринимательской активности, женщины в ней участвуют в меньшей степени по сравнению с мужчинами. Проведенная автором оценка значений показателей по России и зарубежным странам показала, что в нашей стране и женщины, и мужчины менее заинтересованы в предпринимательской карьере, чем представители других государств. Полученные результаты обладают новизной и оригинальностью, имеют теоретическое и практическое значение для правительств и предпринимателей. Представленный в статье методический подход к оценке гендерных различий в раннем предпринимательстве может применяться в дальнейших исследованиях. Полученные новые знания представляют интерес и могут использоваться в образовательном процессе в университетах.
Ключевые слова: интенции создания собственного бизнеса, ранее предпринимательство, начинающие предприниматели, вовлеченность в предпринимательскую активность, женщины, мужчины, гендерные различия, функции нормального распределения.
Основные положения:
♦ представлен методический подход к оценке 9 показателей предпринимательской деятельности взрослых людей в различных странах;
♦ приведены функции, характеризующие сложившиеся распределения значений показателей раннего предпринимательства женщин и мужчин в 59 современных национальных экономиках;
♦ представлены средние значения 9 показателей по рассматриваемым странам;
♦ проведен компаративный анализ уровней гендерных различий в различных странах.
Пиньковецкая Юлия Семеновна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и государственного управления Ульяновского государственного университета.