ПЕРСПЕКТИВЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КОНТЕКСТЕ ПРОИЗВОДСТВА ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ
В настоящее время в обществе и в экономике наблюдается нарастание проблем, затрагивающих устойчивость ее роста и развития, окружающую среду, бедность и социальную защищенность. Уже не первое десятилетие весьма заметна деформация модели социального государства. При этом у меньшей части населения мира нет желания отказываться от достигнутого уровня благосостояния, а у большей отсутствует возможность его повышения. К тому же мировая экономика демонстрирует неустойчивость и недостаток ресурсов для развития. Государство повсеместно сокращает свои функции в социальной сфере и осуществляет переход от модели социальной защиты к модели социальной достаточности, элементом которой и является социальное предпринимательство. Сокращение объема социальных прав и гарантий заставляет нас и мировую научную общественность искать замену системе социальной защиты, поскольку отсутствие гарантий не означает отсутствие социальных проблем. В этом контексте социальное предпринимательство, как нишевый тип предприятия, имеет большой недоиспользованный потенциал и может помочь обществу развивать экономику "общей ценности". Пандемия 2020 г. показала существенную уязвимость малого бизнеса. В условиях неопределенности его возможности, например, в части создания рабочих мест и благотворительной деятельности, уменьшаются, а запрос общества на социальную защиту и здоровье возрастает. Возникновение и развитие социального предпринимательства представляется как еще один механизм (в дополнение к деятельности НКО и благотворительности) решения социальных проблем на постоянной финансовой основе, которая не зависит от вероятности получения гранта или возможностей благотворителя. Рекомендации по развитию социального предпринимательства затрагивают соответствующие методологические основы и методические задачи, они также направлены на формирование определенной институциональной рамки, позволяющей скоординировать интересы и действия всех заинтересованных сторон. Ключевые слова: социальное предпринимательство, социальная фирма, положительные внешние эффекты, общественные блага. Основные положения:
♦ обоснован переход от системы социальной защиты к модели социальной достаточности;
♦ выделены некоторые предпосылки возникновения социального предпринимательства;
♦ показаны перспективы и ограничения развития социального предпринимательства.
Малых Ольга Евгеньевна, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономической теории Уфимского государственного нефтяного технического университета.