РЕАЛИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ИННОВАЦИОННОГО КОРПОРАТИВНОГО АКСЕЛЕРАТОРА НА ПРЕДПРИЯТИИ В ИНДУСТРИАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ
В статье проведено исследование реализации бизнес-процессов инновационного корпоративного акселератора в промышленном секторе экономики. Создание корпоративного акселератора в индустриальном секторе экономики, ориентированного на работу с инновационными проектами, находящимися на ранних стадиях развития, зачастую не предполагает существенного увеличения дохода в краткосрочном периоде. Этот факт необходимо учитывать при формировании бизнес-модели акселератора. В целом бизнес-модель определяется спецификой цели создания корпоративного акселератора, а также его технологическим фокусом, подходом к финансированию участников и внутренней политикой корпорации. Большая часть крупных компаний монетизируют деятельность корпоративного акселератора опосредованно, через рост собственной капитализации. Определенная часть корпораций получает доход от акселератора за счет привлечения новых клиентов из числа участников акселератора и их потребителей, пользующихся продуктами и услугами корпорации. Такой подход рекомендуется использовать компаниям, которые готовы передать стартапам часть собственных технологий, существенно снизив их стоимость или сделав их бесплатными для участников и выпускников акселератора в течение определенного периода времени. На основе проведенного исследования сформулированы рекомендации, которые направлены на оптимизацию бизнес-процессов и развитие инновационной системы корпоративного акселератора, а также повышение эффективности использования технологий в рамках акселерационной программы. Результаты проведенного исследования будут полезны для менеджеров инновационных корпоративных акселераторов и компаний индустриального сектора экономики, исследователей, инвесторов и стартапов.
Ключевые слова: корпоративная акселерация, промышленность, инновационная система, бизнес-процессы, технологии.
Основные положения:
♦ ежегодное увеличение количества корпоративных акселераторов в мире происходит на фоне роста их популярности в качестве инструмента "открытых инноваций";
♦ невысокий уровень конкуренции среди большинства российских крупных компаний, позднее внедрение инструментов "открытых инноваций", низкая осведомленность о способах создания и преимуществах корпоративных акселераторов являются факторами замедленного развития корпоративной акселерации в России;
♦ отраслевая модель акселератора позволяет организациям разделить риски, связанные с функционированием инновационного корпоративного акселератора, снизить расходы по его содержанию и повысить качество экспертизы проектов участников корпоративного акселератора;
♦ оценка степени достижения целевых KPI, а также оценка эффективности каждого из ключевых бизнес-процессов деятельности корпоративного акселератора необходимы для их совершенствования и получения в будущем более высоких результатов.
Дегтярев Павел Андреевич, доцент; Шурухина Татьяна Владимировна, кандидат экономических наук, доцент - Сочинский институт (филиал) Российского университета дружбы народов.