ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ПАССАЖИРСКИХ АВИАЛАЙНЕРОВ В УСЛОВИЯХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ


Рублев В. В.

В статье представлен анализ рынка пассажирских авиалайнеров, оценка перспектив его развития в условиях макроэкономической нестабильности, вызванной пандемией COVID-19. Российская Федерация осуществляет работу по созданию национальной отрасли авиастроения, значительно утраченной после распада СССР. Осуществлена разработка и налажено серийное производство среднемагистрального пассажирского лайнера SSJ-100, производятся летно-техничес-кие испытания новейшего пассажирского лайнера МС-21. Эксплуатация лайнера SSJ-100 доказала свою эффективность. Ведущая национальная авиакомпания "Аэрофлот" осуществляет эксплуатацию 49 единиц SSJ-100, другими отечественными эксплуатантами являются авиакомпании "Газпромавиа", "Якутия", "Ямал", "ИрАэро", "Азимут". Стоимость SSJ-100 и МС-21 значительно более низкая по сравнению с зарубежными конкурентами. Анализ мирового рынка пассажирских авиаперевозок 2014 г. и прогнозов до 2034 г. сегмент авиамаршрутов малой и средней дальности от 500 до 5000 км является наиболее востребованным. Национальные авиакомпании осуществляют эксплуатацию воздушных судов зарубежного производства (Европейский союз, США, Бразилия, Канада). При этом средний возраст авиационного парка национальных авиакомпаний крайне высок. Представленные данные авиакомпаний из Франции, Италии и США свидетельствуют о том, что эти государства осуществляют меры поддержки, направленные на стимулирование спроса отечественных авиапроизводителей. Разработка мер государственной поддержки национальных авиакомпаний - эксплуатантов лайнеров SSJ-100 и МС-21 способствует развитию национальной отрасли гражданского самолетостроения в условиях макроэкономической нестабильности. Ключевые слова: авиастроение, гражданское самолетостроение, SSJ-100, МС-21, макроэкономическая нестабильность, COVID-19. Основные положения: ♦ рынок пассажирских авиаперевозок является индикатором развития отрасли гражданского самолетостроения; ♦ европейский опыт преодоления авиакомпаниями мирового финансового кризиса 2008 г. показал, что в условиях макроэкономической нестабильности возрастает спрос на доступные, бюджетные авиаперевозки; ♦ основным положением концепции бюджетных авиакомпаний является единовременная эксплуатация воздушных судов одного типа с максимально возможным показателем эксплуатационной эффективности; ♦ крупнейшие бюджетные авиакомпании Европы - "easyJet", "Wizz Air", "Ryanair", "Transavia" -в период 2009-2012 гг. осуществили единовременное приобретение значительного количества единиц авиационной техники с целью расширения парка и развития маршрутной сети; ♦ пандемия COVID-19 имеет крайне негативные последствия для отрасли пассажирских авиаперевозок, что, в свою очередь, окажет крайне негативное влияние на отрасль гражданского самолетостроения. Преодоление кризисной ситуации возможно при реализации эффективных мер государственной поддержки участников рынка (авиапроизводителей и авиакомпаний).

Рублев Владимир Владимирович, аспирант кафедры стратегического планирования и управления жилищно-коммунальным комплексом института экономики и менеджмента Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.


Download file (format pdf)»