О РОЛИ МАЛЫХ НЕФТЯНЫХ КОМПАНИЙ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
Вопросы развития экономики региона имеют целью устойчивое социально-экономическое состояние систем. Особенно актуальным является вопрос обеспечения бюджета региона. Несомненно, это обеспечение происходит за счет крупных производственно-хозяйственных предприятий и комплексов, появления системообразующих, градообразующих предприятий, однако не стоит исключать и малый бизнес. Конечно, его влияние на бюджет существенно снизилось в период так называемой глобальной остановки, обусловленной пандемией. В первую очередь пострадала сфера услуг, туризм и т.п. В данной статье проводится анализ деятельности малых нефтяных компаний как альтернативной формы занятости в нефтедобывающем секторе региона, а также как ядра формирования предпринимательских сетей в нефтяном кластере Республики Татарстан. Автором проведено исследование сетевого взаимодействия между предпринимательскими структурами и крупным производственно-хозяйственным комплексом внутри отраслевых кластерных образований региона. Кроме того, обоснована необходимость рассматривать малые нефтяные компании (далее - МНК) как предпринимательские структуры, поскольку они наделены свойством мобильности, в отличие от вертикально интегрированных структур, обеспечивают адаптивность к внешним изменениям и к институциональной среде за счет снижения и уменьшения временных и информационных разрывов. Более того, МНК, объединенные с крупным производственным комплексом, позволяют наблюдать за реализацией потенциала сетивизации посредством учета всей совокупности эндогенных и экзогенных факторов, источников информации и технологий формирования информационных и отраслевых сетей, что в результате приводит к синергетическому эффекту.
Ключевые слова: малые нефтяные компании, регион, сеть, предпринимательская структура, малый бизнес, региональная экономика.
Основны/е положения:
♦ проведен анализ развития малых нефтяных компаний России;
♦ выявлены тенденции развития МНК в региональном аспекте;
♦ выделены три компоненты, определяющие эффективность образования сети МНК и крупных промышленных предприятий региона.
Хуснутдинов Рустэм Наилевич, соискатель кафедры маркетинга Казанского (Приволжского) федерального университета.