ВНЕДРЕНИЕ ДВУХЗВЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ ОТДЕЛА ЗАКУПОК В РАМКАХ РЕИНЖИНИРИНГА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ОРГАНИЗАЦИИ
Актуальность темы исследования обусловлена двумя факторами: возросшими требованиями к эффективности функционирования организаций и внедрением процессного подхода к управлению. Проблема перехода к текущему управлению организацией по целям посредством реинжиниринга бизнес-процессов на основе формирования системы ключевых индикаторов эффективности определяет высокую значимость совершенствования прикладного инструментария и методики его применения. Расхождения в технологиях и методах оптимизации управления организацией, а также использование различных инструментов в процессе реализации изменений в бизнес-модели хозяйствующего субъекта требуют систематизации накопленного опыта в целях разработки комплексного инструментария, позволяющего перейти к процессно-ориенти-рованному типу управления. Цель исследования - разработка и апробирование унифицированной процессной модели функциональной подсистемы "Управление закупками", основанной на внедрении двухзвенной архитектуры отдела закупок организации для решения вопросов унификации и рационализации бизнес-процессов в рамках реинжиниринга. Достижение поставленной цели сопряжено с решением ряда задач: в частности, с обоснованием механизма распределения заявок на закупку внутри двухзвенной архитектуры отдела, с анализом существующих процессных моделей и с выявлением их недостатков, конкурентных преимуществ при системном подходе к различным направлениям совершенствования управления архитектуры предприятия и ее проектирования. В результате исследования разработан кейс-сектор бизнес-процессов функционального блока "Управление закупками" в виде алгоритма работы подразделения снабжения и системы индикаторов его эффективности. Внедрение и использование данного инструментария позволяют унифицировать работу отдела закупок и контролировать эффективность его функционирования в рамках управления организацией. Модульная структура разработанной унифицированной процессной модели способствует проведению целенаправленных корректировок бизнес-блока "Управление закупками" без внесения кардинальных изменений в алгоритм работы других функциональных подсистем организации.
Ключевые слова: функциональная подсистема, реинжиниринг бизнес-процессов, архитектура предприятия, управление, эффективность.
Основны/е положения:
♦ разработана унифицированная процессная модель функциональной подсистемы "Управление закупками" в виде кейс-сектора бизнес-процессов с системой индикаторов эффективности;
♦ построена детальная схема двухзвенной архитектуры отдела снабжения с разделением на оперативные и стратегические закупки;
♦ обоснован механизм распределения заявок на закупку с применением номенклатурной системы соглашений об уровне предоставления услуги/товара (Service Level Agreement, SLA).
Бардаков Артем Анатольевич, преподаватель кафедры финансов, налогов и кредита Нижегородской академии МВД России; Корнилов Дмитрий Анатольевич, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры управления инновационной деятельностью Нижегородского государственного технического университета имени Р.Е. Алексеева.