ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В РОССИИ


Разумовская Е.А., Ярин В.Ю.

Конечная цель финансирования образования должна состоять в создании условий для формирования и развития эффективных и качественных трудовых ресурсов, которые способны, в свою очередь, обеспечивать потребности расширенного воспроизводства и эффективность всей национальной экономики. Механизмы и объемы финансирования образования всех уровней определяются совокупностью условий, естественным образом складывающихся в ответ на состояние макроэкономических параметров, главными из которых следует признать демографические и социально-экономические. Реформирование системы отечественного высшего образования в соответствии с мировыми стандартами, закрепленными Болонскими положениями, продолжается, но уже на текущем этапе целесообразно проанализировать некоторые (пусть промежуточные) результаты, чтобы выявить тенденции и тренды, формирующиеся на всех уровнях образования. Достичь цели формирования действительно эффективных и качественных трудовых ресурсов без решения задач по обеспечению доступности образования всем гражданам, очевидно, невозможно. Кроме того, согласованность образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы от дошкольного до высшего, включая уровень магистратуры и последующие, есть залог повышения заинтересованности обучающихся в конечных результатах своего образования - в получении места в избранных профессиях и в обеспечении потребности воспроизводственных процессов. Настоящая статья носит обзорный характер и посвящена сравнительному анализу финансирования образования в Российской Федерации и ряде развитых государств по широкому спектру параметров. Результатом исследования стал вывод о необходимости формирования образовательных методик, требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и интеграции в международные образовательные стандарты. Основным выводом стало мнение авторов статьи о необходимости оценки эффективности и качества трудовых ресурсов на основе измерения таких параметров, как знания, умения и прикладные навыки обучающихся на этапе поступления в вуз и по окончании высшего учебного заведения. Ключевые слова: государственные расходы, образование, финансирование образования, стимулирование эффективности трудовых ресурсов. Основные положения: ♦ проведен сравнительный анализ финансирования образования в России и в ряде развитых государств по следующим параметрам: а) доля расходов на образование и высшее образование в общегосударственных расходах; б) доля расходов на образование и высшее образование в ВВП; ♦ раскрыта и проанализирована структура финансирования образования в РФ по уровням бюджетной системы и по уровням образования за ряд лет; ♦ рассмотрено наполнение общенациональных образовательных программ; ♦ высказано обоснованное мнение о необходимости дополнения критериев оценки качества и эффективности образования.

Разумовская Елена Александровна, доктор экономических наук, профессор кафедры финансов, денежного обращения и кредита Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, профессор кафедры финансов, денежного обращения и кредита Уральского государственного экономического университета; Ярин Вячеслав Юрьевич, соискатель, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.


Download file (format pdf)»