ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ МАРКЕТИНГА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Для принятия решений о развитии производственной структуры организации постоянно требуется информация, в том числе и о состоянии рынка. Процесс обеспечения организации информацией о рынке и рынок информацией об организации и ее продукции включает в себя создание и функционирование системы маркетинга на предприятии. Актуальность исследования заключается в том, что состояние системы маркетинга является важным фактором повышения как уровня использования инновационного потенциала предприятия, так и конкурентоспособности предприятия на мировом рынке, поэтому для успешной деятельности предприятия необходимо систематически оценивать состояние деятельности системы маркетинга. Это позволит осознать существующие проблемы и угрозы, своевременно и обоснованно разработать комплекс мероприятий по повышению эффективности инновационной деятельности предприятия. Проведенные исследования показывают, что в настоящее время должным образом не разработан научно-методический инструментарий оценки системы маркетинга машиностроительного предприятия, данной проблеме посвящено незначительное количество работ. В связи с этим целью исследования является разработка метода оценки системы маркетинга машиностроительного предприятия. В основу исследования положен метод экспертных оценок с использованием десятибалльных шкал, которые характеризуют состояние отдельного подпроцесса процесса маркетинга. Результаты работы заключаются в создании модели, позволяющей оценить состояние работы системы маркетинга машиностроительного предприятия. Разработаны шкалы, положенные в основу модели оценки, представлен образец экспертного листа. Модель апробирована на примере машиностроительных предприятий Оренбургской области. Приведены рекомендации по повышению эффективности системы маркетинга на предприятии, получившем низшую оценку экспертов. Экспертами оценено состояние маркетинга на исследуемых предприятиях на уровне 6-8 баллов из десяти возможных, что определяет наличие резервов для развития.
Ключевые слова: инновационный потенциал, машиностроительные предприятия, состояние маркетинга, система маркетинга, шкала, модель, экспертная оценка.
Основные положения:
♦ назрела необходимость исследования состояния процессов организации с позиций последних достижений в теории и методологии науки управления;
♦ литература и научные исследования позволяют построить модель оценки системы маркетинга на основе понимания структурного содержания элементов управления предприятия;
♦ определение шкал состояния подпроцессов управления маркетингом помогает сформировать систему оценки уровня развития маркетинговой деятельности предприятий;
♦ использование шкал состояния подпроцессов управления маркетингом дает возможность определить уровень развития маркетинговой деятельности нескольких машиностроительных предприятий и дать рекомендации по их улучшению.
Лашманова Юлия Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Оренбургского государственного университета.