ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТИ НЕЯВНОГО ЦЕНОВОГО СГОВОРА В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ: МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ


Лихутин П.Н., Каверина А.Е.

Рассматриваются теоретико-методологические положения и прикладные аспекты идентификации неявного ценового сговора на рынке. Обоснована необходимость оценки степени усиления концентрации вероятности неявного ценового сговора в условиях неопределенности информационных потоков, где неявный ценовой сговор, рассматриваемый как группа, предполагает наличие относительно обособленной совокупности экономических субъектов, координирующих свои действия через механизмы взаимодействия и взаимовлияния для снижения давления системных факторов и получения соответствующего экономического эффекта. Разработан методический подход к выявлению неявного ценового сговора путем расчета показателя степени усиления концентрации вероятности неявного ценового сговора, базирующегося на анализе общедоступной финансовой и экстрафинансовой информации. Подход основан на анализе корреляционной зависимости ряда существенных показателей финансово-экономической деятельности и наличия аффилированных связей компаний, склонных к вероятному участию в неявном ценовом сговоре. Представлены результаты апробации методического подхода на примере вида деятельности “производство сахара”, в которой Федеральной антимонопольной службой был доказан ценовой сговор. Можно сделать вывод, что предложенный инструментарий по выявлению вероятности неявного ценового сговора эффективен и может применяться в практической деятельности. Ключевые слова: ценовой сговор, ценовые соглашения, методический подход, антимонопольное регулирование, корреляция финансово-экономических показателей, производство сахара, экстрафинансовая информация. Основные положения: ♦ обоснована необходимость оценки показателя “степень усиления концентрации вероятности неявного ценового сговора”, где ценовой сговор рассматривается как группа относительно обособленных экономических субъектов, координирующих свои действия для снижения давления системных факторов и получения соответствующего экономического эффекта; ♦ предложен инструментарий к выявлению неявного ценового сговора, основанный на анализе общедоступной финансовой и экстрафинансовой информации; ♦ проведена апробация разработанного инструментария на примере вида деятельности “производство сахара”, в которой Федеральной антимонопольной службой был доказан ценовой сговор.

Лихутин Павел Николаевич, кандидат экономических наук, доцент; Каверина Анастасия Евгеньевна, студент - Новосибирский государственный университет экономики и управления.


Download file (format pdf)»