БАНКОВСКИЙ ПРОДУКТ И ЕГО МЕСТО В ФОРМИРОВАНИИ ПРОДУКТОВОЙ ПОЛИТИКИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
Банковская инновация, банковский продукт, банковская услуга и банковская операция - это ключевые категории продуктовой политики банков. Однако в науке целостное понимание взаимосвязи указанных терминов отсутствует. Цели работы - проанализировать научные точки зрения относительно смысла данных понятий и показать их взаимосвязь. Применены общенаучный диалектический метод познания, эмпирические (сравнение, измерение, описание) и теоретические (формальная и диалектическая логика) методы. Результаты исследования могут быть использованы для комплексного анализа существующих подходов к формированию банками своей продуктовой политики, а также к универсализации содержания действующих терминов, используемых в нормативно-правовых актах, внутренних нормативных актах кредитных организаций, а также в заключаемых договорах, что позволит повысить прозрачность условий обслуживания клиентов и избегать интуитивности в понимании терминов. Выводы: термин “банковский продукт” включает в себя понятия банковской услуги и банковской операции. При этом банковский продукт является базой для изменений продуктовой политики на основе банковской инновации.
Ключевые слова: банковский продукт, банковская услуга, банковская операция, банковская инновация, продуктовая линейка, продуктовая политика.
Основные положения:
♦ проведен анализ основных нормативных документов РФ, а также теоретических подходов современных отечественных исследователей к трактовке терминов “банковская инновация”, “банковский продукт”, “банковская услуга” и “банковская операция”;
♦ сформированы авторские определения продуктовой политики, банковской инновации, банковского продукта, банковской услуги и банковской операции;
♦ разработана авторская концепция взаимосвязи исследуемых понятий в рамках продуктовой политики.
Глебов Александр Алексеевич, аспирант Ростовского государственного экономического университета (РИНХ).