СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПРОЦЕССЕ ИННОВАТИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
Рассматривается влияние социокультурного капитала на предпринимательство и инновацию экономики страны, что является особенно актуальным в период формирования постиндустриального общества, для которого необходимы качественный человеческий капитал и сплоченность социума. Исследуется разрушение ценностных и идеологических ориентиров общества как после октябрьского переворота 1917 г., так и в 1990-е гг., когда произошла смена цивили-зационных начал. Показан вклад предпринимателей-эмигрантов в социальный и культурный капитал стран, предоставивших им убежище. Осуществлено сравнение социального, культурного и человеческого капитала эмигрантов и жителей СССР, а также современного предпринимательства. Исследуются корни дефицита правды, безответственности и конфликтности, характерные для современного российского общества, что привело к формированию общественной модели социального капитала, направленной на противостояние социальных групп, когда предприниматель перестал ощущать свою ответственность перед обществом и стремиться к прогрессу. В основу методологии работы положена философия хозяйства С.Н. Булгакова, которая позволяет проследить влияние нравственных, культурных мотивов на поведение человека в сфере хозяйства. Автор анализирует потенциал повышения качества человеческого капитала через инновационные возможности культуры и отмечает, что культура должна превратиться в реальный фактор инновационного развития и помогать приспособлению предпринимательства и тружеников к происходящим переменам, тогда как инновационное предпринимательство обязано, наряду с государством, способствовать формированию экономики знаний, умножению образовательного и культурного уровня населения, повышению его квалификации. Модель развития современной смешанной экономики должна учитывать национальные особенности, изменившуюся действительность и опираться на качественный человеческий капитал, что сформирует кадры для инновационного предпринимательства, позволит разрешать конфликты путем переговоров и приведет к стабильности общества.
Ключевые слова: культурный, человеческий и социальный капитал, инновационное предпринимательство, конфликтность общества, воспитание качественного человеческого капитала, взаимодействие студентов, неэффективность российских компаний, качество образования, мотива-ционно-трудовая культура.
Основные положения:
♦ исследована модель социального капитала, сформировавшаяся в России в 1990-е гг., которая направлена на противостояние и борьбу за политическое и экономическое влияние различных социальных групп, что не учитывает лучшие национальные особенности и традиции. Выявлено, что с этого времени крупный бизнес и высшее чиновничество руководствуются принципом полной безответственности и конфликтности по отношению ко всему обществу, а его основными ресурсами стали неформальные связи, внутри которых только и соблюдается этика ведения бизнеса;
♦ рассмотрено, как культурные обычаи отдельных народов способствуют инновационным преобразованиям предпринимательства;
♦ исследованы культурные традиции населения России, препятствующие инновациям;
♦ показано, что октябрьский переворот 1917 г. привел к резкому снижению человеческого капитала населения страны и к уничтожению всей системы хозяйства, созданной на протяжении веков, произведено также сравнение с высококачественным человеческим и социальным капиталом эмигрировавших предпринимателей;
♦ рассмотрены возможности увеличения социального и человеческого капитала молодежи, многим из которых предстоит стать инновационными предпринимателями.
Балашов Алексей Михайлович, кандидат экономических наук, доцент Новосибирского государственного педагогического университета.