ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА К ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ УСЛУГ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
Проанализированы основные тенденции, связанные с привлечением некоммерческих организаций к предоставлению услуг населению в социальной сфере современной России. Рассмотрены основные преимущества расширения доступа НКО и социально ориентированного бизнеса на рынок социальных услуг, состояние некоммерческого сектора и процессы его институциона-лизации в зависимости от степени социальной направленности. Выявлен круг проблем, связанных с расширением участия некоммерческих организаций в оказании социальных услуг населению: правовые и организационные коллизии, возникающие в связи с появлением новых видов НКО; нечеткие и необязательные критерии оценки результатов деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций; недостаток финансирования и чрезмерная зависимость от личных средств организаций; информационная закрытость. Формулируется тезис, что добиться основной цели - повышения качества услуг и роста охвата населения социальными услугами за счет привлечения новых участников - можно только за счет последовательной и продуманной политики государственного регулирования, направленной на преодоление сложившихся проблем и противоречий. С одной стороны, это требует реализации комплекса мер, способствующих привлечению социально ориентированных некоммерческих организаций к реализации услуг населению на региональном и муниципальном уровне. С другой стороны, предотвращает ослабление потенциала государственных и муниципальных учреждений социальной сферы, которые остаются полноправным участником процесса.
Ключевые слова: негосударственный сектор, некоммерческие организации, социальные услуги, государственная поддержка, общественно полезная деятельность, информационная открытость.
Основные положения:
♦ некоммерческий сектор в России в последние годы претерпевает серьезные количественные и структурные изменения;
♦ происходит новая институционализация некоммерческого сектора в связи с расширением доступа социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) к оказанию социальных услуг населению;
♦ качественные показатели развития СО НКО, нацеленных на выполнение общественно полезных услуг, не соответствуют должному уровню, что приводит к рассогласованности проводимых в стране институциональных преобразований;
♦ нужны разностороннее государственное регулирование и комплексная финансовая поддержка некоммерческого сектора, чтобы обеспечить требуемое количество и надлежащее качество социальных услуг, оказываемых населению;
♦ необходимо расширять круг поставщиков социальных услуг на счет НКО и социально ориентированного бизнеса, но не ценой отказа государства от своих прямых обязательств перед населением по оказанию социальных услуг, финансируемых за счет налогов от бизнеса.
Вахтина Маргарита Анатольевна, доктор экономических наук, доцент, проректор по учебно-воспитательной работе и связям с общественностью Поволжского государственного университета сервиса, г. Тольятти.