Трансформация региональных университетов социально-экономического профиля в предпринимательские: концепт и механизмы реализации


Репина Е.Г., Гусева М.С.

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты реализации модели предпринимательского университета в современной парадигме высшего образования. Особое внимание уделяется вопросам трансформации региональных университетов социально-экономического профиля в предпринимательские в контексте достижения национальных целей и стратегических приоритетов развития РФ. Исследуются гносеологические основания концепций «Университет 3.0» и «предпринимательский университет». Анализируются региональные и отраслевые диспропорции в развитии молодежного предпринимательства. Изучаются данные мониторинга малых инновационных предприятий научно-образовательной сферы как результата процесса трансформации образовательных организаций высшего образования в предпринимательские университеты. На примере Самарского государственного экономического университета идентифицированы признаки предпринимательского университета и возможности реализации данной модели развития. Рассмотрены основные элементы экосистемы предпринимательского университета: инфраструктура, взаимодействие, партнерство, образовательные программы и проекты, система сопровождения проектов, акселерация, мониторинг и оценка. В качестве сдерживающих факторов развития определены имитация проектной деятельности, недостаточно развитый механизм оценки интеллектуальной собственности в университете, отсутствие профессионального стандарта и федерального образовательного стандарта высшего образования в сфере предпринимательства, слабое сетевое взаимодействие между университетами в рамках экосистемы молодежного предпринимательства. Ключевой вывод статьи подтверждает, что, несмотря на объективные ограничения, модель предпринимательского университета является релевантной и достижимой для региональных социально-экономических вузов при условии системной интеграции предпринимательской составляющей во все виды деятельности вуза. Ключевые слова: университет, предпринимательский университет, технологическое предпринимательство, трансформация, коммерциализация знаний, регион, социально-экономический профиль. Основные положения: - трансформация социально-экономической роли университетов в контексте экономики знаний актуализирует проблему оценки их вклада в достижение национальных целей развития Российской Федерации. В данной связи продуктивность университета как катализатора предпринимательской активности определяется в качестве детерминирующего фактора обеспечения технологической независимости, устойчивой и динамичной экономики регионов и страны в целом; - определена специфика процесса трансформации региональных университетов социально-экономического профиля в предпринимательские, заключающаяся в фокусировке на «нетехнологическом» предпринимательстве со значимым социально-экономическим эффектом и формировании предпринимательских компетенций в рамках существующего образовательного профиля; - выявлены отраслевые и территориальные структурные диспропорции в развитии университетского предпринимательства в РФ, проявляющиеся в доминировании технических вузов и столичных регионов, а также распределении малых инновационных предприятий, что маргинализирует социально-экономические университеты; - на примере университета социально-экономического профиля обобщен опыт по системной интеграции предпринимательской составляющей в образовательную, научно-исследовательскую, административно-хозяйственную деятельность вуза. Продемонстрировано, что университет, осуществляя деятельность в условиях объективных институциональных ограничений, характеризуется признаками предпринимательского университета: активно использует рыночные механизмы, выстраивает гибкие связи с внешней средой и формирует внутреннюю предпринимательскую культуру, ориентированную на инновации и создание новых ресурсов; - систематизировано проблемное поле перехода региональных университетов к предпринимательскому типу и развитию в этом статусе. В качестве сдерживающих факторов определены следующие: имитация проектной деятельности, недостаточно развитый механизм оценки интеллектуальной собственности в университете, отсутствие профессионального стандарта и федерального образовательного стандарта высшего образования в сфере предпринимательства, слабое сетевое взаимодействие между университетами в рамках экосистемы молодежного предпринимательства; - ключевые выводы исследования подчеркивают необходимость нивелирования институциональных ограничений, характерных для вузов социально-экономической направленности, и расширения возможностей реализации модели предпринимательского университета вузами социально-экономического профиля.

Евгения Геннадьевна Репина, Мария Сергеевна Гусева - Самарский государственный экономический университет, Самара, Россия


Download file (format pdf)»