Развитие цифровых бизнес-экосистем как фактор трансформации корпоративных стратегий и управления человеческими ресурсами
Аннотация. Статья посвящена исследованию влияния цифровых бизнес-экосистем на корпоративные стратегии и управление персоналом в условиях цифровой трансформации. Проведен комплексный анализ влияния экосистемного подхода на корпоративные стратегии и кадровый менеджмент. Особое внимание уделено изменениям бизнес-моделей компаний и адаптации HR-процессов в рамках бизнес-экосистемного подхода. Рассматриваются основные стратегии развития бизнес-экосистем: Status Quo, обеспечение масштаба, дифференциация и фокусирование. На примере кейсов компаний «Сбер», «Яндекс», «МТС» выявлены ключевые типы стратегий развития цифровых бизнес-экосистем. Проанализировано влияние бизнес-экосистем на корпоративное управление и подчеркнута важность гибкости HR-стра-тегий и формирования новых компетенций сотрудников для поддержания конкурентоспособности. Рассмотрены процессы трансформации HR-функции: переход к гибким формам подбора, адаптация и обучение персонала, формирование внутренних образовательных бизнес-экосистем и развитие как цифровых, так и гибких компетенций сотрудников. Показано, что успешная реализация бизнес-экосистемной стратегии невозможна без переосмысления роли HR как стратегического партнера бизнеса. В результате кадровое управление становится неотъемлемым элементом бизнес-экосистемы, обеспечивая ее гибкость, масштабируемость и устойчивое развитие. Полученные результаты могут быть полезны для компаний, стремящихся адаптироваться к реалиям цифровой экономики, чтобы выстраивать устойчивые модели роста на основе бизнес-экосистемного подхода.
Ключевые слова: цифровые бизнес-экосистемы, корпоративные стратегии, управление персоналом, гибкие компетенции, цифровые платформы, сетевые эффекты, платформенная модель, совместное создание ценности, адаптивность бизнеса, клиентоориентированность.
Основные положения:
- цифровые бизнес-экосистемы представляют собой новый этап технологического развития, объединяя организации, пользователей и цифровые платформы для совместного создания ценности, что подтверждается их значительным вкладом в мировой ВВП;
- корпоративные стратегии эволюционируют в условиях цифровой трансформации бизнеса, переходя от традиционных моделей к бизнес-экосистемным, что позволяет компаниям расширять спектр своих услуг, усиливать клиентоориентированность и использовать сетевые эффекты;
- управление персоналом (HR) существенно трансформируется в бизнес-экосистемных компаниях, адаптируясь к новым требованиям цифровой экономики через проактивный подбор, непрерывное обучение и интеграцию цифровых технологий в целях повышения эффективности бизнеса.
Дмитрий Владимирович Бикбаев, Татьяна Николаевна Шушунова, Татьяна Анатольевна Шпилькина - Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева, Москва, Россия