Бюджетная политика в области формирования доходов бюджета: особенности реализации на региональном уровне


Шавалеева Ч.М.

Аннотация. Бюджетная политика является основой эффективного управления общественными финансами на всех уровнях бюджетной системы РФ. Несмотря на единую нормативно-правовую базу функционирования публично-правовых образований в России и общие подходы к разработке бюджетной политики, на федеральном, региональном и муниципальном уровнях она имеет свою специфику, которая наиболее заметно проявляется в части политики в области доходов бюджетов. Это обусловлено многообразием видов доходов и разграничением полномочий по формированию бюджетных поступлений между органами власти разных уровней, что, в свою очередь, определяется моделью бюджетного федерализма, применяемой в России. В этих условиях рассмотрение особенностей реализации бюджетной политики на каждом уровне бюджетной системы РФ представляет интерес. Статья посвящена анализу особенностей реализации бюджетной политики в области формирования налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ. Рассмотрены полномочия региональных органов власти в части использования различных инструментов бюджетной политики, их фискальная значимость на современном этапе, сделан вывод об ограниченных возможностях маневрирования различными инструментами бюджетной политики в целях увеличения доходов бюджетов субъектов РФ. Основными методами исследования стали аналитический, статистический и сравнительный методы анализа данных об исполнении бюджетов субъектов РФ, представленных на Едином портале бюджетной системы РФ. Ключевые слова: бюджеты субъектов РФ, налоговые доходы, неналоговые доходы, инструменты бюджетной политики. Основные положения: - возможности реализации политики в области формирования доходов бюджета на региональном уровне значительно ограничены по сравнению с возможностями, имеющимися на федеральном уровне; - в большинстве субъектов РФ на долю доходов, формируемых за счет поступлений, находящихся в непосредственном управлении региональных органов власти, приходится менее 10% доходов бюджета; - сложившаяся ситуация чревата не только формальным отношением к управлению доходами бюджета субъекта РФ, но и возрастанием рисков недополучения доходов бюджетов в результате низкой маневренности управления доходами в условиях экономической нестабильности.

Чулпан Мансуровна Шавалеева - Институт психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета, Казань, Россия


Download file (format pdf)»