Строительство автомобильных дорог магистрального типа с применением концессионных соглашений
Аннотация. Актуальность исследования связана с высокой потребностью в формировании эффективно функционирующей транспортной инфраструктуры России, отвечающей приоритетам национального развития. Цель исследования - обоснование целесообразности применения концессионных соглашений при строительстве автомобильных дорог магистрального типа и разработка рекомендаций, направленных на совершенствование данного процесса. Новизна исследования заключается в разработке теоретических положений и практических рекомендаций, направленных на формирование развитой практики применения концессионных соглашений при строительстве автомагистралей. Методологическую основу работы составили методы сравнения, синтеза, анализа, экспертной оценки и логический метод, информационную основу - официальные документы, нормативно-правовые акты, материалы платформы «Росинфра». Также использованы результаты изучения научных работ российских и зарубежных ученых, аналитических материалов по вопросам применения государственно-частного партнерства в транспортной инфраструктуре в целом и ее автодорожной составляющей в частности. Проведена оценка текущего состояния автомобильных дорог России и определены перспективы их строительства. На основе SWOT-анализа концессионных соглашений обоснована целесообразность их применения при строительстве автомагистралей, сделаны акценты на сущностных характеристиках моделей данной формы ГЧП. Проанализированы ключевые показатели реализации автомагистральных проектов ГЧП. Систематизированы факторы, сдерживающие развитие концессионной практики реализации проектов по строительству автомагистралей, разработаны рекомендации по их устранению. Представлен комплекс условий, содействующих эффективному применению концессионных соглашений при строительстве автомагистралей. Теоретическая значимость исследования заключается в формировании научных основ применения концессионных соглашений при строительстве автомагистралей, а практическая значимость состоит в использовании полученных результатов при разработке и реализации концессионных автомагистральных проектов.
Ключевые слова: транспортная инфраструктура, дорожное строительство, автомобильные дороги, автомагистраль, государственно-частное партнерство, ГЧП, концессионное соглашение, проект, государство, бизнес.
Основные положения:
- преобладание преимуществ и возможностей над недостатками и угрозами концессионного соглашения позволяет рассматривать его как привлекательную форму ГЧП в отношении строительства автомобильных дорог магистрального типа, предполагающую осуществление прямого сбора платы с пользователей автомобильными дорогами и платы публичного партнера;
- ключевые показатели реализации автомагистральных проектов ГЧП свидетельствуют о наличии организационно-управленческих, финансово-экономических, производственно-технологических и правовых факторов, сдерживающих развитие концессионной практики реализации проектов по строительству автомагистралей;
- обеспечение эффективности применения концессионных соглашений при строительстве автомагистралей предполагает формирование качественной нормативной базы, развитой институциональной среды, а также слаженного механизма взаимодействия партнеров, обладающих достаточными компетенциями и ресурсным обеспечением для результативной реализации концессионных автомагистральных проектов, на которые со стороны государства имеется долгосрочный спрос.
Инна Михайловна Шор - Волгоградский государственный университет, Волгоград, Россия