Структурные основы локализации инновационных процессов в отечественной индустрии автокомпонентов


Ляченков М.И.

Аннотация. За последние десятилетия российская автомобилестроительная отрасль последовательно прошла три стадии локализации от низшей к высшей. Переход между ними обусловливался исключительно политическими причинами, что подводит к выводу, что экономика и политика - явления, неразрывно связанные и не существующие отдельно друг от друга. Поэтому с точки зрения текущих реалий нерационально мыслить чисто экономическими императивами и необходимо учитывать возможные и реальные политические риски в отраслевом планировании. Проще говоря, протекционизм и стремление к импортозамещению являются разумными мерами, призванными защитить собственную промышленность и экономическую самодостаточность, и локализация производств здесь находится в соответствии с обозначенным фокусом развития. Конечно, невозможно развиваться в полной изоляции, однако независимость в ключевых критических областях, а особенно в технологиях, выступает важным аспектом как государственной политики, так и бизнес-планирования. В условиях собственного технологического отставания актуален вопрос локализации, заимствования и переноса технологий и производств в страну. Для автомобилестроительной отрасли - драйвера инноваций в промышленности - данный вопрос имеет наивысший приоритет и актуальность в существующих политико-экономических реалиях последнего десятилетия. В этом ключе находится и текущая работа, которая посвящена анализу процесса локализации инновационных процессов в отечественной индустрии автокомпонентов. Автор считает, что наиболее рациональным способом реализации поставленных задач является кластеризация и создание аналогичных интегрированных структур, которые за счет эффекта масштаба и связности участников производственной кооперации повысят общие показатели конкурентоспособности и эффективности. Ключевые слова: автомобилестроение, импортозамещение, инновации, локализация, перспективы развития, производство автокомпонентов, промышленность, факторы влияния. Основные положения: - локализация производства автомобилей и комплектующих для них является длительным процессом, растянутым на долгие годы и протекающим в несколько этапов; - локализация - явление необходимое и актуальное в сложившихся условиях технологического отставания российского автомобилестроения в качественном и количественном выражении от мировых лидеров; - в контексте текущего развития целесообразно сосредоточить внимание не только на всеохватывающем характере импортозамещения (по причине запрета на импорт в связи с санкциями), но и на переносе на территорию страны зарубежных технологий и связанных с ними инноваций, что ставит новые задачи и расширяет горизонты планирования процесса локализации производств автокомпонентов.

Михаил Игоревич Ляченков - Самарский государственный экономический университет, Самара, Россия


Download file (format pdf)»