Краткая история о трех долгих этапах сциентизации экономического знания
Аннотация. В статье представлена история развития экономики в рамках процесса ее сциентизации - «онаучивания», т.е. приобретения черт, которые в определенных исторических условиях были свойственны появившемуся в XVI -XVII вв. в Европе академическому знанию (науке). Сформулировано авторское определение сциентизации как сложного социально-культурного процесса развития различных областей знания, приобретающих академическую строгость в изложении основных положений, свою предметную область, методологию и практическую значимость. Показано, что даже в рамках селективного описания осуществимо релевантное изложение основных этапов эволюции экономической теории. Обозначены новые подразделы экономического знания: дидактическая (учебная, школьная), научно-популярная и экспертная экономики, не входящие в традиционную классификацию экономической науки Дж.Н. Кейнса. Выделены отличительные признаки экономической науки: случайности в генезисе, многосложность структуры, плюрализм, длительное доминирование в науке этической (нормативной, регулятивной) составляющей, малочисленность основных способов для доказательства экономических гипотез.
Ключевые слова: экономическое знание, генезис, развитие, сциентизация, искусство, наука, постмодернизм.
Основные положения:
- экономическое знание к настоящему времени прошло как минимум три этапа сциентизации, развиваясь коэволюционно, т.е. совместно с иными областями теоретического и прикладного знания;
- структура экономического знания многосложна и включает в себя помимо нормативной, позитивной и политической составляющих еще дидактическую, научно-популярную и экспертную компоненты;
- экономика продолжает развиваться, сочетая признаки науки и искусства, что делает ее очень адаптивной к решению практических проблем.
Кирилл Вячеславович Фенин, Алексей Викторович Смирнов, Мария Николаевна Ткачева - Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия