Децентрализация налоговых доходов как необходимое условие развития регионов
Аннотация. В настоящее время наиболее дискуссионным является вопрос обеспечения оптимального распределения полномочий и финансов между различными бюджетами бюджетной системы, что актуализирует вопрос установления оптимального уровня финансовой децентрализации. Последнее предполагает создание стимулов у органов власти к эффективному использованию налогового потенциала территорий за счет усиления мотивации экономических агентов к развитию предпринимательской деятельности. Перспективы развития региональных и муниципальных экономик и социальной сферы во многом зависят от величины зачисляемых в их бюджеты налоговых доходов, отражающих степень реализации налогового потенциала территорий. Предмет исследования - действующая налоговая система. Цель исследования - выявление влияния существующего уровня централизации налоговых доходов на состояние региональных и местных бюджетов, развитие территорий. Гипотеза исследования: повышение социально-экономического развития регионов за счет эффективного освоения их налогового потенциала возможно лишь при умеренно децентрализованной системе распределения налоговых доходов. В работе использованы анализ и синтез, группировка, обобщение, метод исследования явлений в динамике, табличный и др. На основе официальных данных Росстата, МФ, ФНС рассмотрены масштабы централизации налоговых доходов в целом по стране и в разрезе федеральных округов. Исследованием обоснована необходимость децентрализации налоговых доходов, предложены варианты децентрализации, в частности, путем установления нормативов отчислений НДС в региональные бюджеты. Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в практической деятельности органов власти при проведении налогово-бюджетной политики.
Ключевые слова: бюджетный федерализм, децентрализация, федеральные налоги, региональные налоги, консолидированный бюджет субъектов РФ, дефицит бюджета, межбюджетные трансферты.
Основные положения:
- российской налогово-бюджетной системе присуща высокая степень централизации налоговых доходов, более 80% налоговых доходов консолидированного бюджета субъектов РФ формируются за счет федеральных налогов;
- собственные доходы регионов и муниципалитетов не соответствуют величине их расходов;
- России характерна неравномерность распределения налогового потенциала по территориям;
- актуальным становится установление оптимального соотношения между централизацией и децентрализацией бюджетных средств. Существующее распределение налогов по уровням бюджетной системы не соответствует принципу справедливости.
Николай Зотикович Зотиков - Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, Чебоксары, Россия