Формирование комплексной системы STEM-образования в современной России: инфраструктурный аспект
Аннотация. В статье автор поднимает важный для современного российского образования вопрос -вопрос формирования инфраструктуры STEM-образования. Сегодня функционирование системы STEM-образования является обязательным условием осуществления прорывных открытий в науке и технике, реализации конкурентоспособной инновационной деятельности и, как следствие, достижения научно-технического прогресса. По сути, STEM-образование - это современный комплексный подход к изучению естественно-научного, инженерно-технического и математического циклов дисциплин, основывающийся на принципах взаимосвязанности и взаимодополнения. В ходе исследования был проведен анализ типов современных образовательных организаций и их возможностей по участию в единой системе STEM-образования. При рассмотрении системы STEM-образования автор исходил из концепции ступенчатости образования, а также из основных принципов и тенденций современного российского образования. Основной целью проведения данного исследования является определение ключевых инфраструктурных элементов STEM-образования в современной России, а также их взаимосвязей между собой. Базисом системы STEM-образования выступает интеграция «классических ступеней» образования с организациями дополнительного образования, инновационно-технологическими центрами, центрами инновационного развития и творчества. Эти положения и определяют научную новизну проводимого исследования, заключающуюся в систематизации элементов и связей в современной концепции STEM-образования. Проведенное исследование позволит сформировать преемственность, а также организовать взаимодействие в системе образовательных и научно-практических организаций, вовлеченных в процесс подготовки специалистов, что, в свою очередь, позволит повысить качество подготовки специалистов и ускорить темпы достижения технологического суверенитета РФ.
Ключевые слова. STEM-образование, междисциплинарность, инновации, научно-технический прогресс, инфраструктура образования, наукоград, технические науки, естественные науки.
Основные положения:
- проведенный анализ образовательных потребностей в России, а также требований к квалификации кадров подтвердил необходимость формирования единой системы STEM-образования;
- на основе отечественного и зарубежного опыта сформулированы принципы формирования и функционирования системы STEM-образования;
- разработана инфраструктурная модель системы STEM-образования, обеспечивающая возможности технологического развития страны;
- определены роль и значение каждого из элементов системы STEM-образования.
Артем Геворгович Геокчакян - Государственный университет управления, Москва, Россия