Особенности формирования и развития территориальной системы высшего образования Приволжского федерального округа
Аннотация. Исследование посвящено изучению специфических характеристик формирования системы высшего образования в субъектах Приволжского федерального округа. С целью анализа системы научно-образовательных учреждений округа были изучены статистические данные Росстата, Минобрна-уки России, итоги переписи населения за период 2017-2022 гг., на базе которых применялись такие методы, как описательный, сравнительный, картографический, геоинформационный, метод математической статистики. Анализируется динамика основных показателей высшего образования (количество вузов, количество студентов, специализация студентов, количество населения с высшим образованием и др.) с выявлением ключевых тенденций, в числе которых сокращение количества вузов, в частности государственных и частных учреждений высшего образования, концентрация научно-образовательного пространства в отдельных топовых экономических регионах (Республика Татарстан, Нижегородская область, Пермский край и др.). На основе трендовой модели построен прогноз численности студентов вузов до 2027 г., который позволил сделать вывод о тренде сокращения численности студентов, что отрицательно скажется на экономике регионов в будущем. Для оценки доступности высшего образования в регионах округа рассчитан коэффициент обеспечения высшим образованием, выявлены особенности пространственной дифференциации показателя - выделены отстающие регионы (Чувашская Республика, Республика Башкортостан и др.) и лидирующие (Республика Татарстан, Самарская область и др.). Для оценки регионального спроса на высшее образование проведен расчет интегрального индекса потребности в вузах, на основе которого определены регионы с максимальной потребностью в вузах (Кировская область, Пермский край, Ульяновская и Оренбургская области).
Ключевые слова: высшее образование, территориальная система высшего образования, университет, коэффициент обеспечения высшим образованием, интегральный индекс потребности в вузах, Приволжский федеральный округ, регион, тренды
Основные положения:
♦ выявлена неравномерность размещения и концентрации научно-образовательных учреждений (вузов) в отдельных экономически преуспевающих субъектах РФ;
♦ рассмотрены в динамике базовые показатели научно-образовательной среды региона (число высших учебных заведений, число студентов, доля обучающихся по специальностям подготовки и др.), на базе чего выявлены основные тенденции: уменьшение числа научно-образовательных учреждений при параллельном снижении количества обучающихся;
♦ на основе расчета коэффициента обеспечения высшим образованием выделены регионы с минимальным значением коэффициента (Оренбургская область, Башкортостан и Чувашия) и регионы с наименьшим значением коэффициента (Республика Марий Эл, Мордовия, Татарстан и др.);
♦ на основе расчета интегрального индекса потребности в вузах выявлены регионы с максимальной потребностью в вузах (Кировская область, Пермский край, Ульяновская и Оренбургская области) и регионы с минимальной потребностью в вузах (Татарстан, Самарская область, Мордовия).
Юлия Андреевна Шакирова, Алия Аюповна Гатауллина, Виктория Алексеевна Созонова, Алина Айратовна Зяббарова - Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия