Основные элементы и принципы иррационального потребительского выбора в современной экономике
Аннотация. В статье исследованы принципы эффективного осуществления маркетинговой деятельности компаний в условиях постиндустриальной экономики, которые должны обеспечить объективные условия для устойчивого роста лояльности целевых сегментов потребительского рынка и одновременно минимизировать целесообразность использования инструментария этически некорректного маркетингового манипулирования процессами потребительского выбора. Также изучены тенденции и проблемы осуществления потребительского выбора индивидов в условиях современной, постиндустриальной экономики. При этом сделаны выводы о том, что целесообразно использовать, во взаимосвязи и взаимодополнении, отдельные инструменты и методы, относящиеся к ординалистскому направлению неоклассической парадигмы, неоинституциональной и постнеоклассической школам экономической теории при обосновании потребительского поведения.
Ключевые слова: потребительский выбор, принципы, маркетинг, иррациональное поведение, постиндустриальная экономика
Основные положения:
♦ избыточное потребление предметов роскоши можно отнести к категории иррационального потребительского выбора - такого рода выбор обычно осуществляется с целью демонстрирования статуса покупателя или попросту легализации части доходов, полученных незаконным, например коррупционным, путем;
♦ подкрепленность продуктовых и технологических инноваций субъекта предпринимательской деятельности инновациями организационного и маркетингового характера (рационализация системы и организационной структуры управления, должностных инструкций, формального и неформального лидерства в компании, внедрение новых систем и технологий маркетинга, в том числе виртуального, потенциально более эффективно воздействующих на процессы потребительского выбора и т.п.);
♦ превентивное управление, в рамках которого осуществляются предварительные изменения системы маркетинга и общей траектории развития организации в целом, опережающие фактические процессы трансформации внешней финансово-экономической среды.
Елена Викторовна Каргина - Тольяттинский государственный университет, Тольятти, Россия