Исторически ориентированный подход к формированию профиля универсальных компетенций студентов российских вузов
Аннотация. В статье обоснована историческая составляющая термина «надпрофессиональные компетенции» и их различных классификаций в рамках современных организаций, которые проводят оценку и ведут исследования взаимосвязи проявлений разного рода компетенций и карьерной составляющей. Приведен статистический анализ перечня наиболее востребованных компетенций, а также выявлены преимущества универсальных компетенций при построении индивидуальной траектории развития участника трудовой деятельности. Авторами на основании ряда исследований ведущих научных учреждений (МГИЦ «Сколково», проект «Центры компетенций» платформы АНО «Россия - страна возможностей»), а также результатов оценивания универсальных компетенций студентов ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» предложено обоснование того, что развивать надпрофессиональные компетенции следует в процессе непосредственного взаимодействия компаний-работодателей с образовательными учреждениями.
Ключевые слова: компетенции, универсальные компетенции, надпрофессиональные компетенции, навыки, знания, профиль компетенций, рынок труда, трудовая деятельность.
Основные положения:
♦ сущность и исторические подходы к формированию термина «надпрофессиональные компетенции»;
♦ анализ общепризнанного перечня универсальных компетенций (коммуникабельность, организованность, умение работать в команде, мультикультурность, навык принятия решений);
♦ оценка проявленности компетенций у студентов Севастопольского государственного университета;
♦ разработка предложений по развитию надпрофессиональных компетенций.
Оксана Георгиевна Черных, Анна Владимировна Бондарь - Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия