Роль и значимость маркетингового инструментария в устойчивом развитии отечественных вузов
Аннотация. Несмотря на значительное сокращение числа вузов в нашей стране, данный сектор образовательной деятельности представлен достаточным количеством частных и государственных вузов, формирующих серьезную конкурентную среду, которая усиливается для государственных вузов наряду с сужением количества бюджетных мест по многим профилям и направлениям высшего образования. Релевантной становится рыночная ориентация на потребителей образовательной продукции и услуг, что укрепляет уверенность в целесообразности и своевременности применения маркетингового инструментария и концепции бенчмаркинга в целях обеспечения конкурентных преимуществ отечественными вузами, как частными, так и государственными. Очевидно, что в современных условиях конкурентной среды вузы должны постоянно отслеживать и удовлетворять потребности и желания своей целевой группы потребителей, а также прилагать усилия по поддержанию своего присутствия, какэто принято на практике в бизнес-среде. Бизнес может производить продукты и услуги, которые, по его мнению, будут в отличие от конкурентов полностью подходящими для его потребителей, однако если потребители не знают об этих продуктах и услугах или неудовлетворены их использованием, это усложнит для бизнеса процесс продаж. Таким же образом при планировании и реализации всей своей работы высшие учебные заведения должны осуществлять маркетинговую деятельность, ориентированную на потребителей и удовлетворяющую их потребности.
Ключевые слова: маркетинг, вуз, экономика, бенчмаркинг, развитие, эффективность, анализ, оценка, система, образование
Основные положения:
♦ обосновывается позиция авторов, что в современных условиях повышение эффективности образовательной деятельности вузов является важным фактором формирования социально-экономической стабильности страны;
♦ релевантность исследования обусловлена анализом теоретико-эмпирических аспектов и опыта применения маркетинга и бенчмаркинга в деятельности организаций в сфере высшего образования в зарубежных дружественных странах, на основе чего предложена авторская модель непрерывного совершенствования и улучшения деятельности вузов на базе концепции цикла Деминга;
♦ авторами аргументировано, что маркетинговая деятельность должна позволять точно анализировать потребности и желания потребителей в целевой аудитории производителей образовательной продукции и услуг (вузов), а инструменты маркетинга способны сформировать синергетический эффект для вузов на пути модернизации отечественной системы высшего образования.
Владимир Михайлович Джуха, Наринэ Рафиковна Хачатурян, Анастасия Андреевна Чурюмова - Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ростов-на-Дону, Россия