Российско-индийское торговое сотрудничество: региональный аспект
Аннотация. Актуальность исследования обусловлена возрастающей ролью Индии как стратегического партнера России на мировом рынке в условиях западных санкций. Проблемой является повышение уровня вовлеченности российских регионов в развитие внешнеэкономических связей с Индией. Цель исследования заключается в оценке современного состояния российско-индийского торгово-экономического сотрудничества и выявлении направлений его развития в региональном аспекте. Для анализа внешнеэкономических связей предложено развить методический подход к расчету индекса подобия, что позволило оценить отраслевую экспортную специализацию региона в отношении страны. Данный подход основан на сравнении доли экспорта продукции в страну с отраслевой экспортной специализацией региона в целом. В статье представлены результаты анализа динамики и структуры экспорта, выделены регионы, наиболее активно ведущие торгово-экономическую деятельность с Индией. В последние годы основные статьи экспорта уже не ограничиваются сырьевыми товарами, но включают машины и оборудование, продукцию химической промышленности. Экспорт и импорт высоко сконцентрированы по регионам России. Москва и Санкт-Петербург выступают крупнейшими хабами российско-индийской торговли. Периферийные регионы России торгуют ограниченно, в основном продукцией региональной специализации. В статье подчеркивается необходимость переоценки транспортно-логистического потенциала регионов, через который пройдет международный транспортный коридор «Север - Юг», который свяжет Санкт-Петербург и Мумбаи.
Ключевые слова: санкции, внешняя торговля, конкурентоспособность экономики, экспорт, импорт, Индия, Россия, регион, торгово-экономическое сотрудничество, ШОС, БРИКС
Основные положения:
♦ в связи с введением санкций роль Индии как ключевого стратегического партнера только усиливается;
♦ наиболее активными участниками торгово-экономических отношений с Индией являются Москва, Санкт-Петербург, Якутия, Нижегородская область;
♦ 70% экспорта и 86% импорта сконцентрированы лишь в 9 российских регионах;
♦ Индия, кроме минеральных продуктов, драгоценных металлов и камней, удобрений, является активным потребителем российских продуктов по группе товаров «Машины и оборудование».
Галина Анатольевна Хмелева, Павел Сергеевич Русаков, Дмитрий Александрович Воронин - Самарский государственный экономический университет, Самара, Россия