Идеализация рейтинга как маркетингового критерия позиционирования и выбора регионального вуза
Аннотация. Существующий в настоящее время подход к ранжированию университетов не всегда отражает реальную ситуацию в сфере высшего образования, регионального рынка труда и экономики, таким образом, проблема позиционирования вуза как объекта высокого рейтинга возникает во время каждой приемной кампании, когда вуз не может полностью представить свою реальную привлекательность своей аудитории как с точки зрения конкурентоспособности, так и клиентоориентированности. В статье рассмотрены подходы к формированию рейтинговых критериев в сфере высшего образования, что напрямую связано с конкурентоспособностью и клиентоориентированностью каждого вуза на фоне сформированных стимулов, направленных на привлечение абитуриентов и других аудиторий, заинтересованных в образовательной деятельности вуза. Автором проведено исследование критериев, привлекательных для абитуриентов во время вступительной кампании в региональный вуз. Освещаются особенности позиционирования университета в течение каждого учебного года. Разработан алгоритм проверки критериев позиционирования и выбора регионального вуза на этапе разработки концепции привлекательности вуза и дальнейшего представления ее общественности в ходе приемной кампании на фоне текущего спроса на образовательные продукты РГЭУ (РИНХ).
Ключевые слова: рейтинг вуза, критерии позиционирования университета, целевая аудитория, мотивы и стимулы для выбора вуза, алгоритм маркетингового позиционирования регионального вуза
Основные положения:
♦ позиционирование высшего учебного заведения должно основываться на глубоком маркетинговом исследовании критериев выбора вуза со стороны абитуриентов и их родителей в текущий период времени, не упираясь лишь в рейтинговые обобщенные оценки профессиональной деятельности университета в сфере высшего образования со стороны экспертов и официальных рейтингов страны и мира, в частности;
♦ важно апеллировать алгоритмом построения критериев, направленных на целевые аудитории, в котором основной упор делается на маркетинговое позиционирование университета в условиях регионального рынка труда и экономики, где на трех стадиях взаимодействия триады «университет - обучающийся - рынок» рейтинг вуза выполняет роль вектора, направленного на совершенствование образовательного продукта и образовательной деятельности вуза в соответствии с потребностями целевых аудиторий и общества в целом;
♦ позиционирование регионального университета должно основываться на прямой взаимосвязи триады (где второй субъект представляется потенциальной аудиторией): университет - абитуриенты - рынок (несмотря на то, что последняя категория многогранна и неоднозначна, в том числе для сферы высшего образования, однако рынок выступает «вершиной пирамиды», от которой важно отталкиваться при формировании привлекательности вуза в аспекте маркетингового позиционирования).
Наринэ Рафиковна Хачатурян - Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ростов-на-Дону, Россия