Управление образовательной организацией в условиях цифровизации: вопросы асинхронности и системности
Аннотация. В статье исследуются некоторые аспекты асинхронного и системного образовательного менеджмента в контексте цифровизации высшего профессионального образования. Рассмотрены отдельные преимущества и недостатки различных форм воспитательной работы, приведены результаты анализа существующих исследований в этой области, собственных наблюдений и диагностической работы в формате нестандартизированного опроса студентов, преподавателей и представителей руководства образовательного учреждения. Исследование проводилось в 2020 г. на базе нескольких регионов, выборка для проведения интервьюирования составила 65 человек. Представляя результаты исследования, автор указывает на 1) проблему неоднородного и неоднозначного отношения к асинхронности со стороны управленческого персонала и 2) принятие, стремление использовать преимущества асинхрон-ности как ведущего признака цифрового обучения со стороны основных участников образовательного процесса (студентов и преподавателей).
Ключевые слова: управление образовательной организацией, требования рынка труда, цифровиза-ция, цифровая экономика, цифровое образование, цифровая экосистема, асинхронность, концепция цифровой трансформации образовательных систем
Основные положения:
♦ эффективная цифровизация системы высшего образования должна основываться на понимании специфики цифровых технологий;
♦ неиспользование этих возможностей в условиях глобальной цифровизации социально-экономических систем означает остановку в развитии;
♦ рациональным и эффективным способом «безболезненной» цифровизации образовательного пространства видится разумное сочетание синхронной и асинхронной коммуникации, синхронной и асинхронной форм педагогической работы.
Валентина Вячеславовна Мантуленко - Самарский государственный экономический университет, Самара, Россия