ТУРИСТСКАЯ ОТРАСЛЬ И ПАНДЕМИЯ COVID-19: ВЛИЯНИЕ И ПОСЛЕДСТВИЯ


Сарафанова А.Г., Сарафанов А.А.

Исследование направлено на изучение взаимосвязей между пандемией и индустрией туризма. Возникновение или появление инфекционных заболеваний - одно из следствий туризма и мобильности граждан. В статье рассмотрены научные исследования зарубежных авторов, посвященные воздействию эпидемиологических заболеваний на туристскую индустрию. Анализируются стратегии ценообразования туристских фирм, вызванные политикой сдерживания распространения коронавирусной инфекции. Авторы приводят некоторые формы адаптации туристской индустрии к условиям пандемии COVID-19 (в таких странах, как, например, Коста-Рика, Ямайка, Республика Фиджи, Финляндия, Греция, Исландия, Израиль, Япония, ОАЭ, Китай). Проведен статистический анализ развития туризма в Российской Федерации (число въездных и выездных туристов, количество гостиниц и аналогичных средств размещения). Пандемия COVID-19 переориентировала выездной туристский поток на внутренние направления. Представлены преимущества развития внутренних поездок по сравнению с международными относительно их роли в экономическом развитии регионов. Пандемия привела к неизбежному всплеску использования цифровых технологий из-за норм социального дистанцирования и общенациональных ограничений. Одна из самых популярных форм технологических приложений в индустрии туризма - виртуальная реальность. Использование виртуальной реальности может способствовать созданию новой, более устойчивой модели туризма. В статье приведены четыре сценария восстановления мирового туризма, разработанные McKinsey Global Institute и Оксфордским институтом экономической политики (Oxford Economics). Авторами выявлены приоритетные направления преобразования туристской отрасли в постпандемийный период, в том числе и на технологическом уровне. Ключевые слова: туризм, COVID-19, виртуальная реальность, внутренние поездки, ценообразование, кризис, пандемия, турист. Основные положения: ♦ в результате анализа научных статей зарубежных авторов выявлено отрицательное воздействие эпидемиологических заболеваний на туристскую отрасль; ♦ среди примеров адаптации туристской индустрии к условиям пандемии COVID-19 можно выделить следующие: Коста-Рика - 16 протоколов здоровья и гигиены, перенос праздничных дней в том числе и на понедельник; Ямайка - политика, направленная на предотвращение банкротств и поддержку рабочих мест в туристском секторе, скидки на внутренние поездки; Республика Фиджи - проект Blue Lanes; Финляндия - кампания «100 причин поехать в Финляндию»; Греция - онлайн-платформа «Греция из дома»; Исландия - туристские ваучеры; Израиль - онлайн-виртуальные туры по местам и достопримечательностям; Япония - субсидии на сумму более 10 млрд долл. США; ОАЭ - авиакомпания Emirates ввела тепловую проверку всех пассажиров; Китай - киоски, использующие распознавание лиц; ♦ статистический анализ туристской сферы в РФ показал резкое падение выездных (в 3,6 раза) и въездных (в 3,8 раза) турпотоков. В 2020 г. пандемия COVID-19 вынудила закрыться порядка 902 гостиниц и аналогичных средств размещения; ♦ в связи с закрытием границ вырос спрос на внутренний туризм, который, в свою очередь, вносит вклад в экономическое развитие страны и регионов и решает проблему сезонности российского туризма; ♦ пандемия COVID-19 привела к неизбежному всплеску использования цифровых технологий из-за норм социального дистанцирования и общенациональных ограничений; ♦ коронавирусная инфекция предоставила туристскому бизнесу возможность преобразования, среди приоритетных направлений восстановления отрасли выделяются улучшение качества, диверсификация продуктов, спрос на внутренние поездки, повышение устойчивости, диджи-тализация, экологизация и партнерство.

Сарафанова Анастасия Геннадьевна, научный сотрудник кафедры рекреационной географии и туризма.; Сарафанов Александр Александрович, кандидат технических наук, научный сотрудник кафедры рекреационной географии и туризма. - Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, географический факультет


Download file (format pdf)»