СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ РОССИИ
Ускоряющийся поток изменений во всех сферах жизни общества ставит человечество перед проблемой определения своего места и роли в этом потоке. Следует ли плыть по течению в рамках, задаваемых параметрами и условиями потока, или пытаться управлять им? Ответ на этот отнюдь не праздный вопрос должна дать прежде всего университетская наука - та часть науки, которая производит не только новые знания, но и главный ресурс для их практической реализации - компетентных людей. Соответственно, университеты также должны находиться в потоке изменений и определять не только для общества, но и для себя цели, задачи и содержание происходящих изменений. Основные контуры этого процесса самоопределения уже начинают проясняться. Имеется консенсус относительно того, что трансформация высшего образования должна быть управляемой. Но многие вопросы как теоретического, так и практического характера остаются еще открытыми. И главным среди них является вопрос, как и кем этот процесс должен управляться. В статье рассматриваются особенности современного этапа развития управленческих отношений в высшей школе России. Показывается необходимость трансформирования вузовской деятельности. Описываются условия и подходы к проведению изменений. Анализируется практическая политика осуществления изменений. Выдвигаются и обосновываются предложения по ее совершенствованию.
Ключевые слова: управление изменениями, мультиагентное управление, информационно-зна-ниевая экосистема, сетевые взаимодействия, баланс интересов, моделирование сетевых эффектов.
Основные положения:
♦ современная высшая школа представляет собой ядро информационно-знаниевой экосистемы, являющейся драйвером цивилизационных изменений;
♦ изменения в системе высшего образования происходят неизбежно и с нарастающей скоростью как результат воздействия со стороны множества субъектов и факторов;
♦ управление изменениями в системе высшего образования в современных условиях приобретает все более мультиагентный характер;
♦ феномен мультиагентности управления предполагает иные, отличные от ныне используемых, механизмы управленческих взаимодействий. Результатом таких специфических управленческих взаимодействий должны быть направленные изменения информационно-знаниевой экосистемы, транспонируемые далее в направленные изменения других сфер социальной жизни и общественного устройства в целом;
♦ реально осуществляемые в настоящее время меры по реформированию высшей школы не в полной мере соответствуют современным научным представлениям об устройстве и функционировании механизмов управления изменениями в сложных социально-экономических системах.
Жабин Александр Петрович, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой менеджмента; Кандрашина Елена Александровна, доктор экономических наук, профессор. - Самарский государственный экономический университет.