АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ АЭРОПОРТОВ ФРАНЦИИ И РЕГИОНАЛЬНЫХ АЭРОПОРТОВ ЦФО: РАЗВИТИЕ НАПРАВЛЕНИЙ БЮДЖЕТНЫХ АВИАКОМПАНИЙ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР РОСТА ПАССАЖИРОПОТОКА


Рублев В.В.

В статье представлен анализ деятельности региональных аэропортов Франции по итогам 2019 г. Рост пассажиропотока наблюдался в тех аэропортах, которые активно развивали сотрудничество с бюджетными авиакомпаниями, увеличивая количество направлений маршрутной сети. Региональные аэропорты Франции, структура маршрутной сети которых не расширилась в 2019 г., показали незначительное снижение пассажиропотока (от -0,1% до -3%). Первый и единственный экспериментальный региональный аэропорт Франции (г. Безье), осуществляющий обслуживание рейсов только одной бюджетной авиакомпании «Ryanair», показал увеличение пассажиропотока по итогам 2019 г. на 14,5%. Достаточно высока доля маршрутов бюджетных авиакомпаний в структуре маршрутной сети региональных аэропортов Франции. Ключевыми проблемами региональных аэропортов России являются низкий показатель пассажиропотока и неразвитость маршрутной сети. Ввиду присутствия на рынке единственной национальной бюджетной авиакомпании «Победа» и минимального влияния на сегмент бюджетных авиаперевозок иностранных авиакомпаний доля направлений бюджетных авиаперевозок в структуре региональных аэропортов Российской Федерации продолжает оставаться на крайне низком уровне. 2019 г. показал рекордный рост пассажиропотока региональных аэропортов ЦФО (рост от +2,8% до +262%, за исключением аэропорта г. Тамбова, падение пассажиропотока которого составило 57,4%), что свидетельствует о возрастании спроса и необходимости расширения маршрутной сети региональных аэропортов. На примере аэропорта г. Воронежа представлена модель развития направлений бюджетных авиакомпаний. Ключевые слова: региональные аэропорты, аэропорты Франции, аэропорты ЦФО, региональные авиалинии, бюджетные авиакомпании. Основные положения: ♦ рост пассажиропотока региональных аэропортов Франции обусловлен развитием новых направлений бюджетных авиакомпаний в структуре маршрутной сети аэропорта; ♦ аэропорты Франции, структура маршрутной сети которых не расширилась в 2019 г., показали незначительное снижение пассажиропотока (от -0,1% до -3%); ♦ региональные аэропорты ЦФО имеют крайне низкие показатели пассажиропотока, обусловленные неразвитостью маршрутной сети и низким влиянием бюджетных авиакомпаний на структуру маршрутной сети аэропорта; ♦ рост пассажиропотока аэропорта г. Калуги на 262% обусловлен расширением сотрудничества с региональной авиакомпанией «Азимут» и увеличением количества субсидируемых авиарейсов; ♦ расширение маршрутной сети региональных аэропортов за счет увеличения количества направлений бюджетных авиакомпаний может послужить базовой основой увеличения пассажиропотока в условиях макроэкономической нестабильности.

Рублев Владимир Владимирович, аспирант, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Москва.


Download file (format pdf)»